Урок - игра « В поисках антонимов.»
Остров Знаний. Задание. Прочитайте текст. Устраните речевые недочеты, используя контекстуальные заменители. Летит по задворкам ястреб. Старый воробей заметил ястреба и следит за ним. Ястреб все ближе и ближе. Зачирикал громко и тревожно воробей, все воробьи скрылись, а ястреб остался ни с чем. ? Как вы избавились от неудачного, назойливого повтора слов? ( Ястреб – он - разбойник – злодей – хищник.)
Если синонимы – слова, близкие по значению, то антонимы ( от греч. «анти» - против, «онима» - имя )- Полуостров открытий противоположные по значению. Задание. Чтение материала п. 68, с
Два типа антонимов. Разнокорневые.Однокорневые. Далекий – близкий веселый – грустный большой – маленький помощь - помеха Вбегать – выбегать разбирать - собирать
Образуются антонимы и при помощи приставки НЕ - : Не путайте с частицей НЕ, которая служит для отрицания: Не правда, а ложь; не встреча, а разлука. Счастье - (горе) Правда - (ложь) Воля - (плен) Большой - (маленький) Интересный - (скучный) несчастье неправда неволя небольшой неинтересный
Лес пятерок Задание. Выпишите антонимы из стихотворения. Тараторка. Вот тараторка для ребят: Когда молчат, не говорят. Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий. Что далеко, не очень близко, Что высоко, не слишком низко. Нельзя приехать, не уехав, И грызть орех, коль нет орехов. Никто сидеть не может стоя, Лить из порожнего в пустое. Нельзя писать на белом мелом И называть безделье делом. ( Д. Родари.)
Кто больше? Подберите антонимы, обозначающие: Время: рано, день, утро, рассвет. Пространство: далекий, длинный, широкий, север, юго-запад. Различные качества, свойства: хороший, грязный, теплый. Чувства человека, его настроение; черты его характера: веселый, разговорчивый, умный, добрый, вежливый, сильный, бескорыстный, покорный, скромный.
Домашнее задание Подготовить ответы на вопросы ( с )