Владими р Лукич Боровик овский. «Портрет Марии Ивановн ы Лопухин ой» 1797,ГТГ
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Считается общепризнанным, что «портрет «М.И. Лопухиной», созданный Боровиковским в 1791 году, является лучшим произведением автора. Собственно, и знают-то Боровиковского многие (если вообще знают –нынешнее время не слишком способствует знакомству с историей изобразительного искусства) лишь по этой картине. Что ж, « глас народа –глас Божий», как утверждали древние.
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Искусствоведы в данном случае выступают с «народом» за одно, в своих исследованиях дружно называя этто произведение итогом упорного восхождения художника к вершинам мастерства. Слов нет, и после этого полотна Боровиковский создал не мало прекрасных картин, но «предисловием», «вступлением» к ним, многое объясняющим в том, как они сделаны, служит именно «Портрет Лопухиной».
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Он действительно практически совершенен по исполнению и удивителен по сообщаемому зрителю обаянию. Картина поражает своей цельностью и внутренней гармонической связью и продуманностью. Сделаем только одному оговорку, касающуюся закрепившегося за этой работой названия, - оно является не точным. На портрете изображена Мария Ивановна Толстая, а Лопухиной она стала позже, в 1801 году.
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Увидев в 1885 году «Портрет М.И. Лопухиной», поэт Яков Полонский сочинил экспромт, так и названный им «К портрету Лопухиной»: Она давно прошла – и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли –тень печали… Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела ; И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить – страдать- прощать –молчать….
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ А Боровиковский действительно – буквально! - спас красоту Марии Ивановны Лопухиной от времени. Земной век её оказался, увы, недолог. В 1801 году графиня вышла замуж за егермейстера и камергера Степана Авоаамовича Лопухина, десятью годами старше её. В замужестве, согласно ряду свидетельств, «была очень несчастлива». В 1803 году, в 24 года её не стало…она умерла от чахотки…
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Красота, спасённая кистью Загадочная полуулыбка Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь – «полу», всё здесь – контрасты и противоречия, незавершённость и многоточие… полуулыбка, полу-задумчивость, полу- печать, полу- нежность… И это вполне соответствует стилистике сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям».
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Красота, спасённая кистью Скульптурные формы Кисть руки героини полотна напоминает мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой» розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе, несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его преклонением перед античными скульптурными формами.
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Красота, спасённая кистью Дымчатость Виртуозная техника Боровиковского проявляется в удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая дымчатый колорит с поразительной грацией цвета – искусствоведы выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков.
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Красота, спасённая кистью Идиллический мотив Нежные, клонящие свои головки розы и бледная лилия, проступающая из густой тени, символизируют чистоту и красоту природы – но природы регулярной, парковой, каковая получила популярность в дворянской культуре. По- другому, это символы «естественной» добродетели, о которой так много говорили деятели эпохи Просвещения.
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Красота, спасённая кистью Свет ниоткуда Когда глядишь на этот портрет, создается ощущение, что свет возникает как бы из ничего. НА самом деле «из чего», конечно. Цветовая гамма полотна - нежна и переливчата. На обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света.
Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» 1797, ГТГ Красота, спасённая кистью Музыкальност ь линий Гармония изображения во многом достигается за счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева.
Музыкальн ость линий Свет ниоткуда Загадочная полуулыбка Дымчатость Идиллическ ий мотив Скульптурн ые формы