Требование учитывать индивидуальные особенности ученика в процессе обучения – очень давняя традиция. Ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга. Сейчас учителя ищут новые формы и методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ученика, его способностей, дарований и интересов. Понятие индивидуализации и дифференциации тесно связаны между собой, но между ними есть и существенная разница.
В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «… организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к учению». Дифференциация - (от латинского слова – различие) – это учет индивидуальных способностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-то особенностей для отдельного обучения, т.е. дифференциация – это одна из форм индивидуализации, при которой образуются стабильные классы и группы учащихся на основе каких-либо присущих им общих признаков. Итак, учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса дифференцированным.
- стремлением учителя к наиболее рациональному использованию возможностей каждого ученика, что связано с выявление и максимальным развитием природных задатков, склонностей и способностей учащихся; - стремлением повышения качества обучения школьников; - необходимостью дальнейшего совершенствования работы средней школы.
Сущность уровневой дифференциации – обучаясь по одной программе, в одном классе, по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал на разных уровнях. Определяющим при этом будет уровень обязательной подготовки. - анализ возможностей, способностей ученика; - анализ причин их неуспеваемости; - выделение трех основных групп учащихся:
II группа – школьники со средними учебными возможностями при работе с этой группой главное внимание необходимо уделять: а) развитию их познавательной активности; б) участию в разрешении проблемных ситуаций; в) воспитанию самостоятельности уверенности в своих познавательных возможностях; г) нужно постоянно создавать условия для продвижения в развитие этой группы школьников постепенного перехода части из них на работу I группы. I группа – школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума (абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности). Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного напряженного умственного труда. Обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому. Работая с ними, необходимо предусматривать: а) тщательную организацию их учебной деятельности; б) подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям. Особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
III группа – дети с пониженной успеваемостью. Сначала надо определить причину неуспеваемости. В своей работе З.И.Калмыкова «Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога» рассматривает два типа слабоуспевающих школьников: первый тип – дети, главной причиной отставания которых является бедный фонд знаний. Педагогически запущенные дети требуют большого внимания и контроля, систематической работы по преодолению пробелов, посильного включения в активную познавательную деятельность; второй тип – дети, неуспеваемость которых вызвана неблагоприятными для познавательной деятельности качествами ума: поверхностью, инертностью, неустойчивостью, неосознанностью мыслительной деятельности. Работа с ними особенно трудна. Нужно их учить сравнивать явления, находить черты сходства, различия, сопоставлять, обобщать, выделять главное. Таким детям нужно давать образцы, опоры, развернутые схемы. Для развития речи таких учащихся необходимы постоянные упражнения в устных связных высказываниях.
Условия, необходимые для эффективного и результативного осуществления уровневой дифференциации в обучении: между учителем и коллективом класса должны существовать доверительные отношения, атмосфера сотрудничества; постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех групп, необходимо подчеркивать роль работы каждой группы в решении познавательной задачи; каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал; выделенные уровни усвоения учебного материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся. Четкое и ясное знание и понимание конкретных целей при усвоении их посильности, возможность выполнить требования учителя активизируют познавательные интересы и способности учащихся. Если цели известны и посильны обучаемому, а их достижения поощряются, то ребята стремятся к их выполнению; должно быть, наличие определенных ножниц между уровнем требования и уровнем обучения. Уровневая дифференциация осуществляется за счет того, что, предлагая обучаемым одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению; в обучении должна быть заложена и обеспечена последовательность и этапность в продвижении учащегося по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высокие требования к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Надо, чтобы сложности и трудности в учебной деятельности были для таких обучаемых посильными, соответствующими развитию и индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения; учитель должен внимательно следить за ростом учащихся, заметив их любое продвижение в обучении, своевременно переводить ученика из одной группы в другую.
Способы организации дифференцированной работы могут быть разными. I. Можно выделить две группы: в группу А объединяются дети, которые учатся на «4» и «5», в группу Б - на «3». II. Можно делиться на тематические группы, (Н-р, 1)учащиеся ошибаются в определении частей речи или 2)не усвоили способы образования причастий, или 3)правописание наречий и т.д.).
работа в парах, в которых есть лидер; статичные пары – совместная работа за одной партой; динамичная пара – группы в 4 человека, где каждый работает с каждым, меняя партнеров; вариативная пара – каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
осуществляется на каждом уроке (знать, с чем ученик уходит с урока) самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
1 для сильных учащихся - задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого. Специальные задания, используемые при дифференциации (обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы наиболее эффективный характер деятельности каждого учащегося): 2 для слабых - задания, 1). повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, 2). оказывающие помощь в процессе закрепления материала, 3).обучающие приемам рациональной умственной деятельности, 4).способствующие систематизации совершенствованию знаний.
1)с наличием образца выполнения. 2)в которых учащиеся выполняют только отдельные его части. 3)со вспомогательными вопросами. 4)с сопутствующими указаниями, инструкциями. 5)с теоретическими справками. 6)с алгоритмическими предписаниями. 7)силь- с применением схемы, таблицы, 8) ные проблемно-познавательные задания (сравнение, синтез, анализ, обобщение, конкретизация, классификация)
Например, тема «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» в 7 классе: - для сильных: 1. прочитать §; 2. составить схему по данной теме; 3. составить словарный диктант по теме. - для средних: 1. прочитать §; 2. составить план ответа по теме; 3. из Упр.238 выбрать наречия и записать, выделяя орфограмму. - для слабых: 1. прочитать §, пересказать его, приведя примеры; 2. спросить это правило у своего товарища; 3. выполнить вместе с учителем Упр.237.
объяснения нового материала, формирования умений и навыков, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков, при анализе контрольных работ, при организации домашних заданий, самостоятельных работ, в работе над ошибками и т.д.
Объяснение нового материала при дифференцированном подходе может осуществляться разными путями По методике Шаталова эффективным является троекратное объяснение нового материала. Это позволяет учителю держать в поле зрения средних и слабых учеников и работать с ними весь урок. После первого объяснения сильные учащиеся приступают к самостоятельной работе по теме, Н-р, проанализировать § учебника. После второго объяснения самостоятельные задания получают учащиеся средней группы, работа с которыми должна быть направлена на усвоение и закрепление полученных знаний. Третье объяснение – это работа только со слабыми учащимися. Таким образом, создаются условия, позволяющие учителю трижды объяснить изучаемый материал группе слабых учащихся.
Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Схематически один из видов таких уроков выглядит так: I.Совместная постановка задачи. II.1, 2, 3 группы: дифференцированное повторение материала. III.Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение. IV.1, 2, 3 группы: дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы, если необходимо). V.1, 2, 3 группы: проверка работы каждой из групп с участием остальных. VI.Общая проверка результатов усвоения материала. VII.1, 2, 3 группы: дифференцированное домашнее задание.
Дифференцированный подход при анализе контрольных диктантов разделить класс на группы, исходя из оценок, полученных учащимися: 1 группа – «5» и «4»; 2 группа – «4» и «3»; 3 группа – «2». 1 группе предлагаются творческие задания; 2 группе тоже может, предложена работа творческого характера, но большое внимание здесь должно быть уделено тренировкам, повторению, закреплению орфограмм. 3 группа работает под руководством учителя, исправляя свои ошибки, выполняя Упр., направленные на формирование орфографических навыков.
На уроках развития речи, (например, при подготовке к изложению): 1. Учащимся 5 кл., слабая подготовка, у которых по предмету и низкий уровень зрительной памяти, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику. 2. На уроке этим учащимся дается больше времени для восприятия материала. В то время, когда ребята 1 и 2 групп приступили к самостоятельной работе, с этими учащимися учитель продолжает работу. Все они собираются вместе и негромко, чтобы не мешать другим, отвечают на вопросы учителя, пересказывают текст по плану, объясняют правописание отдельных орфограмм. 3. При работе над сочинением отдельным учащимся (3 группа) предлагаются карточки с опорными словами, с планом изложения, с возможным началом и ли заключительной частью и т.д.
1)дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы, способствует повышению интереса к учебе, формирует положительные мотивы учения. 2)дифференциация является необходимой формой занятий, т.к. развивает волю, умственные способности учащихся, активизирует их мышление и познавательные способности, прививает интерес к предмету, формирует у учащихся умения и навыки учебного труда и творческого подхода к изучению предмета. 3)выбирая тот или иной вид дифференциации, необходимо учитывать особенности класса: возраст, их волевые качества, кругозор, интересы, умственные способности, глубину знаний и понимания изученного материала. 4)дифференциация дает возможность удовлетворить склонности учащихся при овладении ими будущей специальностью. 5)дифференциация дает возможность объективно учитывать склонности и способности практически всех учащихся