Анализ и самоанализ урока Внутришкольный практико- теоритеческий семинар для учителей с использованием видеосюжетов уроков. ( февраль 2009 год) МОУ « Средняя общеобразовательная школа 22» Купчик О.Н.- зам. директора по УВР
…не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без. (Борис Натанович Стругацкий)
Что есть «анализ» Выявление существенных, необходимых качеств и свойств Сопоставление и последовательное изучение частей или элементов Мысленное разложение предмета на части, элементы или признаки
Нужен ли анализ урока педагогу? Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся. «Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока. Методологически грамотный учитель
Формирует аналитические способности Развивает интереск обучающему процессу Развивает интерес к обучающему процессу Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы Что дает анализ урока педагогу?
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход:педагогический содержательный коммуникативныйметодический процессуальный психологический
Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно- воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.
Применяемые термины демократичность, технология, личность, развитие, личностные качества, личностный опыт, субъектность, мотивирование, самоорганизация, самостоятельность, сознание, познавательный интерес, познавательная активность, творчество, рефлексия, релаксация, взаимоконтроль, мышление и т.д.
Типы анализа урока Полный Полный - контроль качества организации учебно- воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий Краткий – Общая оценка качества основных дидактических категории; Комплексный Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока. Аспектный Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Структурный Структурный - Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.
Виды анализа: Дидактический Дидактический (реализация дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала), Психологический Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.) Воспитательный Воспитательный ( анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения), Методический Методический ( целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся) Организационный Организационный (анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности).
Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.
Дидактические требования к уроку: Четкое определение цели, формирование триединых задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня формирования компетенций и усвоения учащимися ЗУНов Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация дидактических принципов Создание условий успешного учения учащихся Знание общих закономерностей образовательного процесса
Общие закономерности учебного процесса: Постановка целей Уровень развития общества Потребностей общества Требований к процессам образования, воспитания и развития личности
уровень развития теории и практики обучения. Индивидуальные и возрастные возможности школьников Цели и задачи обучения Отбор содержания
Выбор методов Задачи и содержание обучения Учебные возможности учащихся по реализации выбранных методов
Методы обучения Форма организации обучения Содержания обучения Цели и задачи обучения
Активность учебной деятельности школьников наличия у них внутренних познавательных мотивов внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов
Качество обучения преподавание учение Взаимосвязь процессов
Эффективность учебного процесса Уровень подготовленности и умение педагога достигать поставленной цели Условия, в которых протекает учебный процесс
Дидактические принципы: (основные положения определяющие организацию учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями) Природосообразности (Я.А. Коменского); Сознательности и активности; Наглядности; Систематичности и последовательности; Прочности; Научности; Доступности; Связи теории с практикой.
УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока. Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.
Основные компетенции педагога: умение формулировать цель темы урока; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; эффективность выполнения намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков
Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
Уровни самоанализа урока Эмоциональный Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого- педагогическую теорию).
САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку цели урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
Работа по видео- сюжетам. 1 группа - коммуникативный аспект 2 группа – содержательный аспект 3 группа – психологический аспект (по 4 человека) oДайте характеристику положительных моментов урока. oКакой прогназируемый результат o Восстановите некие пробелы фрагмента урока. oКакие изменения предложили бы вы по данной теме Оставшиеся педагоги ( делятся на 2 части) :
Коммуникативный аспект Роль учителя и его влияние на ход урока (Кто он? Дирижер, советчик, собеседник) Оптимальность стиля делового общения с учащимися выбранного учителем и его влияние на ход урока. Осуществляется ли учениками диалог, свободное высказывание своего мнения? Создается ли педагогом ситуация успеха для каждого ученика?
Содержательный аспект Дается ли учащимся конкретное представление об изучаемом предмете На основе приобретаемых знаний вырабатываются ли соответствующие умения и навыки Как педагог организовал умственную деятельность учащихся Решение поставленной триединой задачи урока
Психологический аспект Как стимулируется интерес к содержанию урока, учитывается фон восприятия при изложении материала? Как создается установка быть внимательным, создается установка на восприятие преподаваемого материала? Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов? Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?
Рефлексия педагога по итогам семинара Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока.