ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ПРОЗЫ Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала сто летия, но означает конец одного ми ровоззрения, одной веры, одного спо соба общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения. Л. Н. Толстой
Русские писатели XIX века находились в русле двух философских мировоззрений Марксистская философия, а вслед за ней и советская (бытие определяет сознание, души не существует) Классическая идеалистическая философия (превосходство человека)
Разночинно-демократическая или революционно-демократическая группа писателей Решение проблемы человека и общества лежит в области среды обитания человека. Измените среду, и тогда уйдут вместе с ее «свинцовыми мерзостями» все человеческие пороки.
Писатели-дворяне, либералы по своим убеждениям Продолжали традиции русского реализма первой половины XIX века. Их интересовали прежде всего «вопросы психологические», в то время как новая литература пыталась решить «вопросы общественные».
В конце XIX века умами многих начинает овладевать новая иррациональная философия С одной стороны, отсутствие прямого взаимовлияния жизни и литературы, с другой существование непрямой, опосредованной взаимосвязи времени и обстоятельств.
Поиски русской прозы рубежа веков Чехов писал о пошлости житейских отношений так, что ему удавалось за частными случаями показать жизнь в целом Писатели: В.Гаршин, В.Короленко, А.Чехов, И.Бунин, Ф. Сологуб, Л.Андреев – переносятся со среды на человека. Важным становится конфликт, обусловленный осознанием человеком своей незначительности
Русские писатели стремились дать художественный комментарий реальности, выдвигали и художественно доказывали свою концепцию истории, что позволяло ставить и решать вопросы о судьбах поколения переходной эпохи, о путях России и будущем всего человечества. Внимание художников слова концентрируется на психологии персонажей, втиснутых в узкие рамки обыденности. На смену натуралистическому и публицистическому очерку (вспомните сатирические произведения М. Е. Салтыкова- Щедрина) приходит очерк-аллегория («Красный цветок» В. М. Гаршина), где в рамках лирической прозы соединились романтические и реалистические принципы изображения действительности. Поиски русской прозы рубежа веков
Центральный герой литературы обыкновенный человек, в поведении которого отсутствует героика, а мысли заняты отнюдь не высокими целями (учителя, врачи, инженеры, бродяги и босяки люди самых разнообразных профессий и жизненных философий). Эти образы становятся драматическим портретом эпохи. Герои утрачивают интерес к идеям героев XIX века, однако социальная несправедливость и бездуховность, осознание собственного бессилия и никчемности продолжают тревожить героев произведений XX века.
М.Горький Утверждает, что босяки, бродяги, люди дна способны стать героями, способны не просто бороться со средой, но и подчинить ее себе. Создает новое художественное пространство, в котором человек становится таким, каким его хочет видеть автор. Так начинает зарождаться одно из ответвлений неоромантизма, впоследствии получившее название социалистического реализма
Социалистический реализм Термин появился в начале 30-х годов, однако теория берет начало в 1904 году (А.В. Луначарский «Основы позитивной эстетики»), где искусство ориентируется не на сущее, а на должное, и творчество приравнивается к идеологии
Иван Шмелев и Борис Зайцев Писатели, для которых остались незыблемыми важнейшие вековые традиции русской литературы: исследование и постижение основ национальных особенностей русского народа, его духовности, его истории и будущего. Они показали, что только любовь, терпение и вера – истинная опора человека в житейских бурях
Сохранение духовных основ и художественных традиций – залог бессмертия культуры и главная ее животворящая сила.
Учебник Кутузова «В мире литературы. 11 класс»