Юсова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» [12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва], русский художник.
Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством, Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт- Петербург, где в годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 года Cуриков живет и работает в Москве, позже вступив в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения
"Утро стрелецкой казни" - грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея) Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта.
Боярыня Морозова "Боярыня Морозова" - высшее достижение Сурикова-колориста. Самое светлое пятно в картине - иссиня-бледное лицо боярыни, самый темный фрагмент - ее одежда. Суриков так рассказывал о зарождении живописного образа главной героини: "Раз ворону на снегу увидал... черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал".
Покорение Сибири Ермаком В Москве Суриков начал новую картину - "Покорение Сибири Ермаком" (1895, Русский музей). Она так же, как и Боярыня Морозова, потребовала огромного времени, поисков композиции, соответствующей натуры и такого напряженного труда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы.
Взятие снежного городка В картине "Взятие снежного городка" зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
Переход Суворова через Альпы в 1799 году.1899 Сюжетом для этой исторической композиции послужил факт перехода русской армией альпийского перевала, считавшегося неприступным, во время итальянского похода в 1799 году. Этюды к картине Суриков писал на месте исторического перехода, в швейцарских Альпах.
Главное на полотне – движение. Оно начинается вдали, в ущелье. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Живописец рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Вертикальное расположение холста позволило максимально концентрированно показать небольшое пространство отвесной скалы и усилить ощущение стремительности движения. У самого края отвеса – полководец Александр Суворов. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице! Несколько солдат заразительно смеются в ответ, идущие за ними – повернув головы, вслушиваются в разговор. Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток. Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Все по- разному переживают напряженность момента. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Несмотря на смертельную опасность, они остаются верны своему воинскому долгу и проявляют настоящую храбрость. Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить. Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма.
Степан Разин Труднее всего Сурикову далась его последняя картина - "Степан Разин". Разин - вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединивший многочисленные отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.
Посещение царевной женского монастыря 1912 "Женское царство" в последний раз стало предметом живописных образов в картине "Посещение царевной женского монастыря" (Третьяковская галерея). Суриков работал над картиной особенно усердно в 1898 году, но выставил ее только в 1912 году. Эта картина по содержанию своему скорее историко-бытовая, чем чисто историческая, подобная творчеству С. Иванова и А. Рябушкина.
Памятник Петру первому на Сенатской площади. 1870
Пир Валтасара. 1874
Убийство Цезаря. 1875
Богач и Лазарь 1873
Изгнание Христов торгующих из Храма. 1873
Второй Вселенский Константинопольский собор. 1876
Третий Вселенский Эффеский собор. 1876
Нерукотворный образ. 1872
Большой маскарад 1772 года с участием Петра первого.1900
Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет в оленей. 1900
Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1878
Вид на Кремль зимой.1876
Церковь в селе Дьякове.1910
Собор Святого Марка в Венеции. 1900
Флоренция, прогулка. жена и дети художника. 1900
Собор св. Петра в Риме. 1884
Коллизей. 1900
Старик-огородник 1882
Особое место в творчестве Сурикова занимают портреты. Это, как правило, изображения своих близких, либо чем-то заинтересовавших его людей; этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы Сибирская красавица. "Портрет Екатерины Александровны Рачковской" (1891), "Портрет Александры Ивановны Емельяновой" (1902). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее - русскую народную красоту. Портрет А.И. Емельяновой. 1909
Портрет молодой женщины. 1911
Портреты Меншиковых. 1882
Автопортрет Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
Использованные ресурсы: Использованные ресурсы: