ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
Игра «Выбери друга» Раз, два, три, четыре, пять, В «пары» мы хотим играть. Надо только нам узнать, Кого кто будет выбирать. Ученики садятся в круг, лицом к центру. Число участников – четное. Задание: без движений руками, без жестов, слов, только глазами, найти себе пару взглядом, «договориться» и по сигналу поменяться местами.
Игра «Паутинка» Ученики сидят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников со словами приветствия, одобрения. Ученик ловит клубок и держит нитку. Теперь он со словами бросает другому, нитку продолжает держать. Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка». Учитель: «Посмотрите сколько дорожек дружбы протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. А теперь положите «паутинку» на пол, я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется».
Игра «Музыкальное объятие» Дети двигаются, прыгают по комнате под веселую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребенок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают уже парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока дети не объединятся в одном музыкальном объятии.
Игра «Паровозик» На роль водящего – «паровозика» - ученик по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает «паровозик». Основная задача – следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» вагончик отправляется в «депо».
Игра «Паровозик с клоунами» Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». Они любят веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается. «Вагончики» разъединяются в разные стороны - дети приседают. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается.
Игра «Кто позвал?» Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?» Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
Игра «Пчелкины песни» Все дети превращаются в «пчелок», которые «летают» (бегают) с громкими песнями («ж-ж-ж».) По сигналу взрослого: «Ночь!» - «пчелки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» - «пчелки» вновь летают и громко распевают свои песни - жужжалки.
Игра «Дракон кусает свой хвост» Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок.
Игра «Смелые мышки» Выбирается водящий – «кот», остальные дети – «мыши». Вышли мышки как-то раз Посмотреть, который час. Раз – два – три – четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон Бом – бом – бом – бом! Убежали мышки вон. Во время произнесения стихотворения мышки подходят к коту ближе, выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а кот их ловит. Пойманные мышки выходят из игры.
Игра «Летает – не летает» Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался – платит фант, который в конце игры выкупается.
Игра «Поймай рыбку» Часть детей стоят в кругу, держась за руки - это «сети». Остальные дети – «рыбки» - «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него. По сигналу ведущего: «Сети!» - дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали». Игра может проводиться под музыку.
Игра «Найди пару» Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями животных. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, т.е. партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг. Усложнения: каждая пара изображает в движении свое животное, а остальные должны отгадать, кого им представили.
Игра «Дежурная буква» Все становятся в круг. Ведущий называет «дежурную» букву, пропрыгивает на одной ноге 5 прыжков. Тот ребенок, перед кем ведущий остановился, должен быстро назвать слово на заданную букву, без запинки и повтора. Если слово названо верно, происходит смена ведущего.
Игра «Карусель» Класс, группа детей делится пополам, образуя два круга: внешний и внутренний. По сигналу дети движутся в разные стороны. По сигналу дети останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. Эту игру можно использовать как выбор соседа по парте, партнера в какой-либо деятельности, либо дать детям разыграть роли: - изобразить родственников, которые долгое время не виделись; - изобразить родителя и ребенка, получившего в подарок долгожданную игрушку и др.