Юрий Казаков – автор непревзойденной прозы : « Некрасивая …», « Голубое и зеленое », « Тихое утро », « Проклятый Север » - все эти вещи будут жить, пока жив русский язык, без них нет нашей литературы XX века.
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года, в Москве, в рабочей семье. Родители – Павел Гаврилович и Устинья Андреевна – бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии. Жили в коммуналке, в доме на Арбате, где и сегодня расположен зоомагазин.
Отрочество Казакова пришлось на тяжелые военные годы – помогал взрослым тушить зажигалки на крышах, был контужен при взрыве бомбы и с тех пор заикался. Пятнадцати лет стал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, увлекался джазом. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных и играл в разных оркестрах.
В 1953 году, выдержав конкурс 50 человек на место, поступил в Литературный институт, студентом которого в 1956 году впервые приехал на Север – в Архангельск. И с тех пор словно « заболел » Севером …
Север - во многих рассказах и очерках Казакова. Он писал, что здесь всерьез " начал быть ". А еще говорил : " Как жалею я иногда, что родился в Москве..."
Архангельск, Белое море, острова земля и море нашего Севера и в самом деле были его истинной родиной, прикосновение к которой рождало в нём художника, очень зоркого и требовательного к себе, чувствующего малейшую фальшь и понимающего настоящую красоту, будь то красота человека или пейзажа.
Архангельск, Мурманск, Мезень, Кимжа, Пинега весь русский Север Казаков объездил, обплавал, исходил пешком. Его сборник рассказов и очерков « Северный дневник » нежное и суровое сочинение, тревожащее своей правдой жизни.
В сборнике « Северный дневник » Казаков писал о том, что ему « всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идёт не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов ».
Юрий Казаков впервые увидел наш край, когда у нас люди очень тяжело жили, нищеты хватало. Но писатель так сумел показать Север, что мы чувствуем его драгоценность. И перелистав тот же " Северный дневник ", мы будем лучше понимать, что от нас - то тоже многое зависит, что мы можем родину свою малую если не спасать, то ценить, беречь.
В 1958 году Юрий Казаков начал издаваться. В Архангельске вышли детская книжка « Тэдди » и сборник рассказов « Манька ».
Рассказ Тэдди имеет подзаголовок : История одного медведя. Тэдди – большой бурый медведь, он старый цирковой артист, привыкший к клетке и работе на арене. И мир даётся в восприятии этого медведя, через его сознание. При перевозке он сбегает из клетки, оказывается на свободе, и происходит процесс постепенного возвращения медведя в природу, в свою естественную среду обитания. Это и есть сюжет рассказа.
Центральный персонаж рассказа Арктур – гончий пёс – пёс, слепой от рождения. Но он сохраняет великолепное чутьё к окружающему миру, и когда Арктура привозят в лес, то он, слепой, обнаруживает верность своему природному инстинкту. Жизнь этой собаки входит в жизнь людей : доктора, его хозяина, героя - повествователя. И когда Арктур пропадает, то жизнь людей без него тускнеет.
Главная героиня рассказа « Поморка » - одинокая девяностолетняя старуха Марфа. Впервые за советские годы главным достоинством героини названо то, что она старинный порядок блюдёт. И за то она и почитаема односельчанами : Хорошая старуха - то, святая, одно слово – поморка ! Образ поморки у Ю. Казакова окружён героическим ореолом. Это женщины, обречённые на вечное ожидание мужей и сыновей, всегда уходящих в студёное море и не всегда возвращающихся.
Казаков - видимо, в силу тонкой душевной организации - увидел таких героев, как 90- летняя Марфа. Что поражает в рассказе " Поморка ", - Казаков, приехавший на Беломорье в 1956 году, моментально ощутил связь с прошлым, ощутил, откуда он родом. Он услышал, как молилась Марфа, и в нем заговорила генетическая память, он почувствовал, как молились и наши бабки и прабабки, почувствовал то, от чего давно оторвали его поколение. И молодой писатель уже не гнался за " звездными мальчиками ", ему не нужны были " апельсины из Марокко ". И эмиграция для него в принципе была невозможна.
Казаков задумал – ни много ни мало ! – возродить жанр русского рассказа. При этом сами рассказы, их содержание заметно менялись со временем. Неизменными были лишь темы, как - то сразу найденные писателем. Тема дороги, превращающейся у Казакова в высокое странничество. Русский Север, где он обнаружил чудом сохранившийся островок исторической России и куда ездил всю жизнь. Человеческое счастье, которое возможно только на миг и поэтому почти неуловимо. Искусство, пытающееся – довольно безуспешно – его все - таки запечатлеть, поймать. Любовь и смерть.
Всю жизнь его томили вопросы Нравственный долг перед народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть грязных инстинктов. В чем суть истинного счастья ? Почему оно так часто зыбко и неустойчиво ? Где кончается поэзия и начинается проза человеческих отношений ? Есть ли прямой путь от сердца к сердцу ? Как его найти ? Что таится там, где мы все однажды окажемся ?
« Но, к сожалению, писатель по - прежнему остается непонятым и неоцененным. Нынешняя Россия как бы не слышит его. И услышит ли, поймет ли, оценит ли ? Вспомнит ли народ, о котором так чисто и честно писал Казаков, юбилей одного из лучших и вернейших своих сынов ?»
« Манька »