Насилие над детьми Мотивы, признаки насилия, виктимность, психологические особенности жертвы, психологические особенности детей, подвергшихся насилию.
Как Ваш ребёнок ответил бы на вопросы: Мама и папа со мной ласковы … Мама и папа со мной ласковы … Часто, иногда, редко Мама или папа на меня кричат … Мама или папа на меня кричат … Часто, иногда, редко Мама или папа могут меня ударить… Мама или папа могут меня ударить… Часто, иногда, редко Часто, иногда, редко
Вопросы родителям Как вас наказывали ваши родители? Как вы наказываете ваших детей? Лишали любимого занятия, лакомств Лишали любимого занятия, лакомств Прекращали общаться на время Прекращали общаться на время Применяли телесные наказания Применяли телесные наказания Читали бесконечные нотации Читали бесконечные нотации Стыдили при посторонних. Стыдили при посторонних. Оскорбляли и ругали Оскорбляли и ругали Ограничивали свободу Ограничивали свободу Ограничивали в покупках Ограничивали в покупках Выгоняли из дома Выгоняли из дома Ставили в угол Ставили в угол
Круг насилия Подростки сначала наблюдают насилие в семье или сами становятся жертвами насилия, а впоследствии используют насилие как способ разрешения повседневных проблем Подростки сначала наблюдают насилие в семье или сами становятся жертвами насилия, а впоследствии используют насилие как способ разрешения повседневных проблем
Виды насилия 1.Физическое (толчки, хватания, пинки, плевки, удары, ожоги, порезы и т.п.) 2.Психологическое (оскорбления, угрозы, преследование, контроль свободы, принуждение, унижение, эмоциональная изоляция, отторжение) 3.Экономичекое (отказ в содержании, контроль) 4.Сексуальное (давление, принуждение угрозами, шантажом, причинение вреда здоровью) 5.Использование детей для установления контроля над жертвой (заложники, борьба за родительские права и собственность) 6.Межличностное или коллективное
Биологические факторы риска насилия Родовые травмы, ведущие к нарушению ЦНС и агрессивному поведению Родовые травмы, ведущие к нарушению ЦНС и агрессивному поведению Психические заболевания одного из родителей Психические заболевания одного из родителей
Поведенческие факторы применения насилия Гиперактивность Гиперактивность Импульсивность Импульсивность Низкий уровень самоконтроля Низкий уровень самоконтроля Рассеянное внимание Рассеянное внимание Склонность к риску Склонность к риску Слабое умственное развитие Слабое умственное развитие Низкая успеваемость в школе Низкая успеваемость в школе Неадекватная самооценка Неадекватная самооценка
Социальные факторы риска применения насилия Слабый контроль над детьми Слабый контроль над детьми Грубые физические наказания, Грубые физические наказания, отсутствие заботы отсутствие заботы Конфликты между родителями Конфликты между родителями Недостаток общения родителей и детей Недостаток общения родителей и детей Отсутствие сплочённости членов семьи Отсутствие сплочённости членов семьи Личностные особенности родителей и ребенка. Личностные особенности родителей и ребенка. Стрессы, вызываемые социально-экономическими условиями или обстоятельствами внешнего характера. Стрессы, вызываемые социально-экономическими условиями или обстоятельствами внешнего характера.
Высокая вероятность стать жертвой насилия: Нежеланные дети. Нежеланные дети. Дети, рожденные после потери Дети, рожденные после потери родителями предыдущего ребенка. Дети из многодетной семьи, в которой небольшой промежуток между рождением детей. Дети из многодетной семьи, в которой небольшой промежуток между рождением детей. Дети с нарушением в развитии. Дети с нарушением в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с личностными нарушениями. Дети с личностными нарушениями. Дети, рождение которых сопровождалось тяжелой беременностью, осложненными родами. Дети, рождение которых сопровождалось тяжелой беременностью, осложненными родами. Дети, разлученные с матерью в течение первого года жизни. Дети, разлученные с матерью в течение первого года жизни.
Особенности ребенка, подвергающегося эмоциональному насилию Психологические особенности: Психологические особенности: Эмоционально невосприимчив, равнодушен. Эмоционально невосприимчив, равнодушен. Замкнут, задумчив, агрессивен. Замкнут, задумчив, агрессивен. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Страхи, нарушения сна. Страхи, нарушения сна. Отсутствие интереса к играм. Отсутствие интереса к играм. Депрессивное поведение. Депрессивное поведение. Физиологические особенности: Физиологические особенности: Ночной и дневной энурез. Ночной и дневной энурез. Психосоматические нарушения (головные боли, боли в области серд-ца, нарушения деятельнос-ти пищеварительной системы). Психосоматические нарушения (головные боли, боли в области серд-ца, нарушения деятельнос-ти пищеварительной системы). Отставание в физическом и психическом развитии. Отставание в физическом и психическом развитии.
Страх при приближении родителей к ребенку. Страх при приближении родителей к ребенку. Избегание физического контакта Избегание физического контакта Застывший, испуганный взгляд. Застывший, испуганный взгляд. Изменения в поведении. Изменения в поведении. Страх ухода из школы, из дома. Страх ухода из школы, из дома. Аутоагрессия (наркомания, суицид). Аутоагрессия (наркомания, суицид). Побеги. Побеги. Ношение од ежды, не соответствующей времени года. Ношение од ежды, не соответствующей времени года. Особенности поведения детей, подвергающихся физическому насилию
Сексуальное насилие Вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность Последствия насилия: чувство вины, чувство вины, потеря жизненной перспективы, потеря жизненной перспективы, страх повтора ситуации (невыносимость), страх повтора ситуации (невыносимость), ПТСР (депрессия), ПТСР (депрессия), крах идеалов крах идеалов
1. Нападающие 10% 2. Помощники нападающего 7-8% 3.Поддерживающие нападающего 20% 4.Жертва 10% 5.Защитники жертвы 20% 6. Нейтральные 30% Ролевые позиции в конфликте
Школьное насилие Эмоциональное: насмешки, употребление кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение, отторжение, изоляция Физическое: (избиение, порча имущества, отнятие вещей) ВЗАИМОСВЯЗАНЫВЗАИМОСВЯЗАНЫ
«Потенциальные» жертвы школьного насилия Дети, имеющие отклонения в физическом развитии. Дети, имеющие отклонения в физическом развитии. Дети, имеющие отклонения в психическом развитии. Дети, имеющие отклонения в психическом развитии. Дети с личностными нарушениями. Дети с личностными нарушениями. Дети с низким уровнем успеваемости. Дети с низким уровнем успеваемости. Дети, имеющие индивидуальные особенности внешности. Дети, имеющие индивидуальные особенности внешности.
Тяжесть последствий насилия зависит от: Личностных особенностей ребенка. Личностных особенностей ребенка. Продолжительности частоты и тяжести насильственных действий. Продолжительности частоты и тяжести насильственных действий. Реакции окружающих. Реакции окружающих. Оказания психологической помощи Оказания психологической помощи
Последствия насилия у детей: Задержка физического и психического развития. Задержка физического и психического развития. Деформация личности. Деформация личности. Психосоматические заболевания. Психосоматические заболевания. Нервно-психические заболевания. Нервно-психические заболевания. Принятие на себя ответственности за происходящее Принятие на себя ответственности за происходящее Чувство вины. Чувство вины. Чувство стыда. Чувство стыда. Состояние «возбуждения». Состояние «возбуждения». Страх быть покинутым. Страх быть покинутым. Личностные нарушения. Личностные нарушения. Трудности социализации Трудности социализации
Что делать? 1.Формировать у ребёнка позитивную Я-концепцию и адекватную самооценку (заслуженное одобрение, похвала, конструктивная критика поступков). 2.Формировать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации (личный пример). 3. Формировать умение договариваться и идти на компромиссы (личный пример). 4. Формировать умение компетентно общаться, быть толерантным (личный пример). общаться, быть толерантным (личный пример). 5.Обращаться к психологам для гармонизации супружеских и детско-родительских отношений.
Спасибо за внимание и понимание!