Методическая тема: «РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ЭЛЕКТРОННЫХ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ»
Противоречия Ни достаточного количества книг местных авторов в библиотеках,Ни достаточного количества книг местных авторов в библиотеках, ни учебных пособий,ни учебных пособий, ни разработанных методических рекомендаций к темам регионального компонента по литературе,ни разработанных методических рекомендаций к темам регионального компонента по литературе, ни наглядно-иллюстративного материала,ни наглядно-иллюстративного материала, ни возможности вывозить ребят на экскурсии, выставки и встречи.ни возможности вывозить ребят на экскурсии, выставки и встречи.
Региональный компонент по литературе 1.Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература. / Сост. Л.С.Скепнер, Е.И.Валькова, Н.П.Сидоренко. – Архангельск, Учебные программы для средней школы по гуманитарным дисциплинам с национально-региональным компонентом. - Архангельск: ПГУ, Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография. – Архангельск: ПГУ, Региональный компонент. Художественное чтение и развитие художественной речи. - Архангельск: ПГУ, Методические рекомендации к программе по литературе (региональный компонент).- Архангельск: ПГУ, Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально-региональный компонент).- Архангельск: ПГУ, Н.В.Васильев. Изучение лирики Николая Рубцова в школе. – Вельск, Литературный Север: книга для учащихся 5-8 кл./ Сост. Л.С.Скепнер. - Архангельск: ПГУ, Н.В.Дранникова. Фольклор Архангельского края (из материалов архива лаборатории фольклора).- Архангельск: ПГУ, И.И.Моисеев. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. - Архангельск: «СОЛТИ», 2005.
Цель работы: систематизация краеведческого материала, создание пакета электронных уроков для организации регионального компонента по предмету.
Основная Дополнительные Изучить возможности использования новых краеведческих материалов на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время. Овладеть достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; Разработать и апробировать новые сценарии уроков литературы и развития речи, внеклассных мероприятий по литературному краеведению; Создать комплект электронных презентаций для уроков литературы Севера; Повысить общекультурный уровень.
Источники самообразования Художественная литература Научно-популярная, публицистическая литература Районные семинары учителей ЛиЯ Интернет Фото, видео, аудио информация на различных носителях Учебно- исследовательские конференции Методическая периодика
«Ю.Казаков. Слово о писателе»10.«К.П.Гемп. «Сказ о Беломорье»9.«А.Грин на Севере»8.«В гостях у Ольги Фокиной»7.«От Мезени мне не уйти» (о работе художника В.Е.Попкова в Мезенском районе) 6.«С.Г.Писахов: жизнь и творчество»5.«Великая русская сказительница» (о М.Д.Кривополеновой)4.Мезенская поминальная традиция3.«Мезень в судьбе протопопа Аввакума»2.«Три поездки Пришвина по Северу»1. Тематика электронных уроков по краеведению
«Диалектная лексика поморов в сказке Б.Шергина «Волшебное кольцо», «Диалектная лексика поморов в сказке Б.Шергина «Волшебное кольцо», «Поморский язык» 19.«Сочинение-описание по картине В.Е.Попкова «Сентябрь на Мезени» 18.«Сочинение по картине С.Г.Писахова «Берег Белого моря»16.«Звезда и крест Соловков» (о жизни и деятельности П.А.Флоренского). 15."Тропа Фёдора Абрамова и его героев" (по повестям «Алька", "Пелагея", «Деревянные кони») год - год Ф. А. Абрамова в Архангельской области13.«Рифмы», «Детство в Архангельске», «Для увеселения», «Ваня Датский» Б.В.Шергина «Ваня Датский» Б.В.Шергина 12.«Люблю всё живое…»(об А.Я.Яшине)11.Н.А.Клюев. Жизнь и творчество.17. Тематика электронных уроков по краеведению
презентации создают иллюзию пребывания в родных местах в изучаемый временной период, рядом с писателем, художником или героем; многие уникальные документы, фотографии, картины не могут быть показаны без использования компьютерных демонстрационных средств; использование ИКТ на занятиях литературного краеведения способствует развитию речи учащихся, обогащает их лексический запас; кроме иллюстративности презентации содержат более современный, чем в старых книгах, информационный материал, т.к. включают в себя данные последних публикаций прессы и сети Интернет. Плюсы использования презентаций на краеведческом занятии
Разработан и апробирован курс по литературному краеведению для 8 класса «Северное слово». Инициированы и проведены общешкольные внеклассные мероприятия по краеведению: «День лектора» в рамках Недели гуманитарных наук; юбилейные торжества С.Г.Писахова и Ф.А.Абрамова. Созданы и внесены в муниципальный банк педагогической информации материалы компьютерных презентаций по краеведению. Проведено и представлено на районной и областной ученических конференциях и Поморских чтениях исследование о «Мезенском цикле» картин художника В.Е.Попкова. Проведён открытый урок русского языка «Сочинение по картине Мезенского цикла» для учителей района в рамках педагогического десанта в с.Долгощелье. Разработаны и апробированы авторские уроки по изучению регионального компонента по предмету. Обобщён опыт работы по теме на районной научно-практической конференции.
Разработка комплекта электронных уроков по литературному и лингвистическому краеведению позволяет строить работу таким образом, чтобы организация регионального компонента по предмету отвечала принципу систематичности, состоящему в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческого материала на разных этапах обучения.комплекта