«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный смысл повести, авторское отношение к героям.
Нет в мире одинаковых дорог, Хоть каждая выходит за порог И по земле дороги разбегаются, По-разному дороги называются. Дороги есть короткие и длинные, Есть дальние и краткие пути, Но мы идём. И всё ясней с годами Тот путь, что мы нашли среди других. Дороги в жизни выбираем сами, И сами же прокладываем их.
Тропа Ф. Абрамова и его героев Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь. Борис Пастернак Жизнь не те дни, что прошли, А те, что запомнились. П.А.Павленко.
Какое впечатление произвела на вас повесть? Какое впечатление произвела на вас повесть?
Составьте словесный портрет героини. Что подчёркивает писатель в Пелагее ? Как он к ней относится ? Где работала ? Как ? Расскажите подробнее о последней работе Пелагеи и о том, как она к ней относилась.
Что можно сказать об отношении героини к своему мужу ? Вспомните историю с жакетами, которые ей продали в сельском магазине. Что поняла Пелагея ? Что удивило Пелагею на пекарне, когда она пришла её попроведать ?
Как вы считаете, какую жизнь прожила Пелагея ? Была ли она счастлива ? В чём драма Пелагеи ? Есть ли в этом её вина ?
За работой Пелагея не увидела дочери, ей некогда было по душам поговорить с ней ( да и в то время это было не принято ). Пелагея не смогла научить Альку любить свой край, деревню, ведь она сначала и не хотела, чтобы её дочь в деревне оставалась. Вот и выросла Алька неблагодарной дочерью.
Какими бы словами вы определили главное в Пелагее? (синквейн) 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное. Пелагея Амосова трудолюбивая, верная Билась, работала, старалась Настоящая русская баба-труженица Крестьянка…
В.Стожаров и его натюрморты
Что общего между репродукциями В.Ф.Стожарова и повестью Ф.Абрамова Пелагея? тема деревни; время написания; любовь к своему, родному; желание сохранить память о том, что уходит из нашей жизни.
Как вы думаете, как проявляет себя будущее на картинах Стожарова и в повести Абрамова?
Что будет с Алькой потом? - У меня девушки из города жили - больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Всё вон по Паладьиной меже бегали.. - По Амосовской,- поправила Алька. - А нет, по Паладьиной,- сказала Христофоровна.- То раньше Амосовской - то звали, а теперь Паладьиной зовём. Даже мы, старые, так говорим. Паладьина межа … Межа родной матери … Не часто, ох, не часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени её матери …
Чем же похожи жизненные пути Ф.Абрамова и его героини? Любили свой край любили свою работу были трудолюбивы тяжёлая судьба, война после себя оставили след на Земле Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь. Борис Пастернак Жизнь не те дни, что прошли, А те, что запомнились. П.А.Павленко.
Р.Гамзатов: Мы все умрём, людей бессмертных нет. И это всем известно и не ново. Но мы живём, чтобы оставить в жизни след : Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Выскажите своё мнение по уроку: на уроке я задумался над …. я открыл для себя … урок помог мне … мои чувства по уроку можно выразить словом …
Домашнее задание: Прочитать повесть Ф. Абрамова Алька