В первой половине 1877 года Поленов перебрался в Москву на постоянное место жительства. Этот «географический» прелом в его жизни совпал с переломом «творческим» – на русской живописной сцене появился новый самобытный живописец. Возвестила об этом картина «Московский дворик», показанная на VI передвижной выставке в 1878 году.
Сам Поленов, кажется. Не придал особого значения этой работе, даже как бы извинялся в письме к И. Крамскому, стесняясь недостаточной «идеологической» выдержанности своего произведения. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на Передвижную с чем- нибудь порядочным…»
Если верить ему, он и создал картину между делом: «Ходил искал квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Между тем, картина имела оглушительный успех – зрители почувствовали в этом городском пейзаже теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи
Храмы, колокольни, ампирные арбатские особняки, написанные на заднем плане, создают торжественные фон, ярко контрастирующий с подробностями «частной» жизни, заполнившей передний план. Контраст этот отмечен и в цветовом решении картины.
Крыши написаны светло- голубыми, с зеленоватым оттенком. Это сознательный приём мастера-колориста – таким образом создаётся тонкий и плавный переход от неба к зелени переднего плана.
Орущий взахлёб ребёнок, увлекающимися своими делами другими детьми, придаёт сцене уютную непосредственность – зрители кажется, что он не рассматривает картину, а действительно вместе с художником выглядывает из окна квартиры: «здесь и сейчас»
Лошадь, куры. Люди – все элементы композиционно расположены так, что ведут взгляд зрителя от одной «вехи» к другой. Противопоставление двух планов (подробного переднего и панорамного заднего) характерно для поленовских произведений конца 1870-х годов; тут остаётся верен академической традиции