Качество жизни и качество медицинской помощи по мнению населения геронтологической группы Туребеков Думан Кажибаевич к.м.н., доцент
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ «Состояние здоровья и качество жизни - одна из важнейших проблем пожилых людей» - так было отмечено в Мажилисе Парламента Республики Казахстан 10 марта 2006 года на презентации Национального отчета о человеческом развитии. «Состояние здоровья и качество жизни - одна из важнейших проблем пожилых людей» - так было отмечено в Мажилисе Парламента Республики Казахстан 10 марта 2006 года на презентации Национального отчета о человеческом развитии. Согласно переписи населения 1999 г., население в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения составило 6,7 %, что свидетельствует о том, что страна уже находилась на пороге старения. Вступление Казахстана в категорию стран с преобладанием пожилого населения предполагает необходимость пересмотра осуществляемой политики во многих сферах и требует выработки единой концепции государственной политики в отношении пожилых людей. Теоретический прогноз свидетельствует, что к 2030 году доля пожилых людей в Казахстане возрастет до 11% среди мужчин и до 21% среди женщин. Теоретический прогноз свидетельствует, что к 2030 году доля пожилых людей в Казахстане возрастет до 11% среди мужчин и до 21% среди женщин.
Возрастная структура населения г. Астаны
Цель исследования: Субъективная оценка качества медицинской помощи оказываемой лицам пожилого и старческого возраста Субъективная оценка качества медицинской помощи оказываемой лицам пожилого и старческого возраста
Методы исследования: Социалогический опрос для определения социально-гигиенических параметров Социалогический опрос для определения социально-гигиенических параметров Анкетирование с использованием SF-36 Health Status Syrvey для определения КЖ, которое оценивали по 8-ми шкалам, где показатели варьировали от 0 до 100, где представляло полное здоровье. Анкетирование с использованием SF-36 Health Status Syrvey для определения КЖ, которое оценивали по 8-ми шкалам, где показатели варьировали от 0 до 100, где представляло полное здоровье. Социологический опрос для определения удовлетворенности и доступности качеством мед.помощи (институт управления здравоохранения РК) Социологический опрос для определения удовлетворенности и доступности качеством мед.помощи (институт управления здравоохранения РК)
Социально-гигиеническая характеристика респондентов
Всего респондентов – 206 человек Всего респондентов – 206 человек Средний возраст 68,37±5,49 лет, Средний возраст 68,37±5,49 лет, мужчин - 40, женщин мужчин - 40, женщин Среди них инвалидов II и III группы - 7,5% лиц. Среди них инвалидов II и III группы - 7,5% лиц.
По уровню образования
По условиям проживания
Семейное положение
Средняя сумма пенсий 13638±0,43тенге Затраты на лекарственные средства в среднем 5373±0,54 тенге.
Среднее количество заболеваний на одного человека - 3,41±0,18.
Основные жалобы:
КЖ лиц пожилого возраста
Сравнительные показатели качества жизни Критерии Пожилой возраст Старческий Физическое функционирование (PF) (самообслуживание) 60,7 ± 2,78 46,9±5,46 ٭ (р
Частота обращений в поликлинику
Регулярность обращения за мед. помощью при ухудшении самочувствия
Потребность в скорой медицинской помощи
Приверженность к лечению
Отношение сотрудников мед. учреждения к пациентам пожилого возраста (по 5 бальной шкале) сотрудники12345Регистратор1,8%-18,9%24,5%54,8% Мед.сестра--7,5%30,2%62,3% Участковый врач ---9,4%90,6% Зав.отделением----6,6%
Длительность ожидания очереди в поликлинике
54,8% - думают, что это неизбежно… 54,8% - думают, что это неизбежно… 16,1% - думают, что необходимо распределение пациентов по времени, чтобы избежать очереди 16,1% - думают, что необходимо распределение пациентов по времени, чтобы избежать очереди 22,5 % - думают, что лучше заплатить, если есть возможность, чтобы избежать очереди 22,5 % - думают, что лучше заплатить, если есть возможность, чтобы избежать очереди 6,5% - затруднились в ответе 6,5% - затруднились в ответе Оценка длительности ожидания приема врача
Доступность мед.помощи сотрудни ки Не имели мнения Участковый врач --11,3%13,2%75,3%- Узкий специалист 2%3,7%-9,4%84,8%- Стоматолог1,9%-23%--75,1% СМП--1,9%9,4%50,9%37,8%
Сроки ожидания госпитализации
ВЫВОДЫ Высокие темпы старения и ухудшение качества жизни у лиц геронтологической группы вероятно обусловлено не только состоянием здоровья, но влиянием многих социально-гигиенических аспектов (уровень образования, семейное положение, материальное положение, условия проживания, поддержка близких и родных, семьи), в свою очередь возможно, ускоряющие процесс старения. Высокие темпы старения и ухудшение качества жизни у лиц геронтологической группы вероятно обусловлено не только состоянием здоровья, но влиянием многих социально-гигиенических аспектов (уровень образования, семейное положение, материальное положение, условия проживания, поддержка близких и родных, семьи), в свою очередь возможно, ускоряющие процесс старения. Определяется высокая обращаемость и потребность в получении как амбулаторной, так и стационарной помощи ( Определяется высокая обращаемость и потребность в получении как амбулаторной, так и стационарной помощи (соц. исследование в Казахстане в 2002 г.), около 64% лиц старше 60 лет в течение года повторно обращаются в медицинские организации. Основной причиной повторного обращения является неэффективность лечения в результате отсутствия средств на приобретение лекарственных препаратов (58,1%). Низкая приверженность к постоянному лечению вероятнее всего обусловлена высокими затратами на приобретение медикаментов (56,6% лиц не информированы о возможности приобретения медикаментов по льготной цене). Низкая приверженность к постоянному лечению вероятнее всего обусловлена высокими затратами на приобретение медикаментов (56,6% лиц не информированы о возможности приобретения медикаментов по льготной цене). В целом лица пожилого возраста дают положительную оценку работе медицинских сотрудников и не склонны к негативной оценке КМП. В целом лица пожилого возраста дают положительную оценку работе медицинских сотрудников и не склонны к негативной оценке КМП.
Спасибо за внимание!