МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
По характеру деятельности: поисковый, исследовательский, творческий. По предмету деятельности : предметный, межпредметный. По количеству участников: индивидуальный, групповой, коллективный. По продолжительности: краткосрочный, длительный. Классификация школьных проектов
Этапы работы над проектом подготовка, планирование, поиск-исследование, выводы, представление или отчет, оценка результата и процесса.
Проходит в несколько этапов, циклов, включает элементы нетрадиционных уроков: групповых уроков, интегрированных уроков, уроков- дискуссий, уроков – представлений. Урок-проект
Пример Исследование проблемы: –Каков вклад в литовскую культуру русских Литвы, тех, кто волею судьбы проживал или пребывал в Литве в конце 19 - начале 20 веков? Тема: –«Труд и творчество русских Литвы» - неотъемлемая часть его истории и культуры.
1.Подготовка Предварительный урок, «рождающий» идею проекта. Тема: «Биография» в 8 классе. 2.Обоснование выбора темы: «Русские Литвы...». 2.1Деление класса на группы, выбор исследовательских тем; 2.2«Плакат» - работа в группах; 2.3Метод «Галерея», которая организуется как поиск ответа на вопросы: Какие традиции сохранились в современной жизни? Что дает современным людям следование традициям? Для чего нужно знать историю своей страны? Культуру Отечества? Что и кто составляет культурное наследие народа? Человечества? Очаги «русского мира»?
3.Практическая реализация проекта – интегрированный урок в компьютерном классе (цикл уроков). 4.Представление-презентация проекта: оформление групповой работы в виде электронного журнала «Русские Литвы». 5.Обсуждение результатов.
Групповая работа методом «Галерея», деление класса на группы
Подбор группы под лидера Распределение ролей в группе Техника работы в группах
Правила работы в группе 1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. 2. Вы имеете право на ошибку. 3. Критика запрещается. 4. Вы уважаете мнение каждого ученика.
Дискуссия в микрогруппе 1.Обе пары в микрогруппе излагают друг другу свои точки зрения, отстаивают свои позиции, оспаривают взаимные доводы, записывают на плакате аргументы по теме. 2. Представители групп излагают всем участникам дискуссии свои варианты достигнутого соглашения (на плакате). 3. «Галерея» - Обмен «плакатами» - оппоненты меняются задачами. Теперь они подбирают аргументы в пользу другой группы. Каждая группа обсуждает «наработанные» аргументы предыдущих групп и (своим цветом фломастера) дополняет аргументы по подтемам.
Литература 1. Лебедева Л. И., Иванова Е., « Метод проектов в продуктивном обучении», ШТ Безрукова В., «Образовательные технологии: ориентиры для выбора», Д.Ш 8, «Новые педагогические и информационные технологии», М г., под ред. Е. Полат. 4. «Активные методы обучения» - курсы повышения квалификации, г. Клайпеда. 5. А. И. Власенкова, «Русская словесность», Интегрированное преподавание русского языка и литературы.