Барьеры общения Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер
"Барьер" общения – это… … психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Барьеры взаимодействия: мотивационный барьер, мотивационный барьер, этический барьер, этический барьер, барьер стилей общения, барьер стилей общения, барьер некомпетентности. барьер некомпетентности.
Мотивационный барьер … …возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт. …возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт. Например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. Например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль.
Этический барьер … …возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. …возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.
Барьер стилей общения … … зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. … зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.
Барьер некомпетентности … … возникает в том случае, когда некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. … возникает в том случае, когда некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.
Барьеры восприятия и понимания: эстетический барьер, эстетический барьер, разное социальное положение, разное социальное положение, барьер отрицательных эмоций, барьер отрицательных эмоций, барьер состояние здоровья, барьер состояние здоровья, психологическая защита, психологическая защита, барьер установки, барьер установки, барьер двойника. барьер двойника.
Эстетический барьер … … возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. … возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.
Разное социальное положение партнеров … … может препятствовать общению, если один из них привык испытывать трепет перед начальством. … может препятствовать общению, если один из них привык испытывать трепет перед начальством.
Барьер отрицательных эмоций … … возникает в общении с расстроенным человеком. … возникает в общении с расстроенным человеком.
Состояние здоровья человека … … людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится. … людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.
Психологическая защита … … вызвана желанием собеседника защититься от вас. … вызвана желанием собеседника защититься от вас.
Барьер установки … … возникает, когда деловой партнер обладает негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. … возникает, когда деловой партнер обладает негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь.
Барьер двойника … … заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. … заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте.
Коммуникативные барьеры: семантический барьер, семантический барьер, неумение выражать свои мысли, неумение выражать свои мысли, плохая техника речи, плохая техника речи, неумение слушать, неумение слушать, барьер модальностей, барьер модальностей, барьер характера. барьер характера.
Семантический барьер … любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений; любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений; «смысловые» поля у разных людей разные; «смысловые» поля у разных людей разные; зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры
Неумение выражать свои мысли (логический барьер) возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно.
Плохая техника речи (фонетический барьер) когда говорят на иностранном языке; когда говорят на иностранном языке; используют большое число иностранных слов или специальную терминологию; используют большое число иностранных слов или специальную терминологию; когда говорят быстро, невнятно и с акцентом. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом. Например: невыразительная речь, речь- скороговорка, звуки-паразиты, дефекты речи Например: невыразительная речь, речь- скороговорка, звуки-паразиты, дефекты речи
Неумение слушать … … проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова. … проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова.
Барьер модальностей … … возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации. … возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации.
Барьер характера … … люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками. … люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками. Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним.
В процессе делового общения различают следующие «барьеры»: «авторитет»; «авторитет»; «избегание»; «избегание»; «непонимание». «непонимание».
Барьер «авторитет» Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим.
Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов: Социального положения (статуса) Социального положения (статуса) Искренности Искренности Привлекательного внешнего вида Привлекательного внешнего вида Доброжелательного отношения Доброжелательного отношения Компетентности Компетентности
Барьер «избегание» Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания.
Привлечь внимание можно при использовании: прием «нейтральной фразы» прием «нейтральной фразы» прием «завлечения» прием «завлечения» прием «зрительного контакта» прием «зрительного контакта»
Барьер «непонимание» Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит».
Наши типичные ошибки: неправильные ожидания в отношении партнера неправильные ожидания в отношении партнера нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем не улавливаем подтекст разговора не улавливаем подтекст разговора если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло мы стараемся оправдать ожидания собеседника мы стараемся оправдать ожидания собеседника
К какому типу собеседников относитесь вы? Тип А (видеть): 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45 Тип А (видеть): 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45 Тип В (ощущать): 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 Тип В (ощущать): 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 Тип С (слышать): 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 Тип С (слышать): 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48