Обручены рябины и березки Кольцом из тусклой меди ноября, – Но их цвета лирически неброски, Интимны, словно краски Грабаря....Расцвечена летучей, быстрой кистью, Колышет осень серебро и медь, Вздыхают элегические листья, И весь пейзаж вот-вот готов запеть. Еще в венчальном золоте березки, Но вьется снег, им косы серебря... Они стоят, мечтательны, неброски, Как краски на полотнах Грабаря. Эдуардас Межелайтис «Пейзажи России» Февральская лазурь, 1904
С картинами какого художника автор сравнивает пейзаж России? К числу каких художников относится И.Э. Грабарь: баталистов, портретистов, анималистов, пейзажистов, маринистов? Что такое пейзаж?
Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа это нечто неподвижное и молчаливое. Ведь не случайно поэт Федор Тютчев писал: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Зимний пейзаж, 1954
И.Э. Грабарь – поэт родной природы
Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 г. в Будапеште в семье юриста. Уже с раннего детства он ощущал огромную тягу к живописи. Одно из самых ярких потрясений детства мальчик пережил, попав однажды в мастерскую художника. Позднее живописец вспоминал: «В руке он держал палитру с ярко горевшими на ней свежевыдавленными красками, на табурете лежал ящик, наполненный блестящими серебряными тюбиками с настоящими масляными красками. Он при мне выдавил несколько красок. Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный чудесный запах свежей краски». Любовь к краскам как к живому одухотворенному существу осталась у Грабаря на всю жизнь. В 1876 г. семья переехала в Россию. После окончания юридического и историко-филологического факультетов Петербургского университета Игорь Грабарь поступил в Академию художеств (1894).
Творческий путь И.Э. Грабаря был многотруден и сложен. Успешно владеющий кистью, он вдруг решает ехать учиться за границу: сначала в Мюнхен, затем в Париж. За рубежом ему открылась тайна живописи импрессионистов не смешивать краски на палитре, а накладывать их на холст раздельно, для того чтобы они смешивались в глазу зрителя. Игорь Грабарь так увлекся процессом обучения, что явил собой редкий в истории пример, когда, еще не став художником, начал работать преподавателем. Молодой экспериментатор настолько погрузился в алхимию живописи секреты приготовления красок старых мастеров, что написал чуть ли не целое исследование. Все это очень пригодится ему впоследствии как художнику и как реставратору. Картины Грабаря уникальны не только по яркости и чистоте звучания красок, но и по тому, как они сохраняются. УЧЁБА ЗА ГРАНИЦЕЙ
«Вернувшись в 1901 году в Россию, я был несказанно потрясен красотою русского пейзажа! Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней, сверкающих инеев». И.Э. Грабарь входит в Союз русских художников и начинает работать. Только с 1901 по 1907 г. он создает такие шедевры, как «Белая зима» («Грачиные гнезда»), «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Сказка инея и восходящего солнца». Своеобразие его взгляда на пейзаж заключалось в умении сосредоточить внимание на одном предмете: дереве, луче солнца, золоте осенней листвы, снежных бриллиантах, инее и передать всю значительность и яркость этих красок природы. ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ
И.Э. Грабарь классик при жизни по праву вошел в историю изобразительного искусства. Его имя стало почти легендарным. Ученик Репина. Современник Серова, Врубеля, Левитана. Друг Бенуа. Народный художник СССР. Автор блестящих исследований по истории искусства. Один из основоположников отечественной искусствоведческой науки. Выдающийся педагог, воспитавший целое поколение художников и искусствоведов. Основоположник современной теории и практики реставрационного дела. Крупнейший знаток музейного дела (он с 1913 по 1925 г. возглавлял Государственную Третьяковскую галерею). Академик... В последние годы он много работал в Абрамцеве на творческой даче. Умер в Москве в мае 1960 года. Он ушел из жизни как истинный художник: на мольберте остался недописанный этюд любимой им природы.
Мартовский снег, 1904 Грачиные гнезда
Любимый мотив Игоря Грабаря береза. Мастер пейзажа не переставал восторгаться этим дивом: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал». Иней, 1905
Зима, 1906 Березовая аллея, 1940
Февральская лазурь, 1904
«В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба...» И.Э. Грабарь
1. Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? 2. Почему картина названа «Февральская лазурь», хотя в центре береза, и она очень хороша? 3. Что изображено на картине и о чем эта картина?
Рассмотрите внимательно картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» и письменно опишите её. Составьте план своей работы, используйте в сочинении отрывки из стихотворений русских поэтов о природе.