посредством выполнения лабораторной работы формировать у учащихся умение объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания; учить анализировать воздействие факторов окружающей среды на организмы; раскрыть эволюционный характер образования экологических групп организмов и их значение в природе; развивать экологические знания учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, пополнять словарный запас учащихся.
Что такое экология? Среда обитания? Экологические факторы? Опишите группы экологических факторов. Назовите среды жизни на Земле. Дайте научные названия их обитателям. Сформулируйте закон экологической индивидуальности видов Сформулируйте закон ограничивающего фактора О чём гласит закон совместного действия факторов? О чём свидетельствует закон незаменимости факторов? то такое фотопериодизм?
Рассмотрите семена и плоды разных растений. Определите способы распространения семян этих растений. череда лопух берёза Ясень
Название растенияПриспособительные признаки семян и плодов
Пользуясь фотографиями или рисунками животных (,,,), определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц. орёл синица дятел цапля
Название птицы Приспособительные черты к способу добычи пищи в строении клюва
Низкие температуры Густая шерсть Запасание жира Перелеты птиц Зимняя спячка Запасание корма
Высокие температуры Летняя спячка Ночной образ жизни
К недостатку влаги Запасание жира Спячка - протоптер
К водной среде Боковая линия Обтекаемая форма тела Плавательный пузырь Плавники
К недостатку света Слепыш Крот Удильщик Светящиеся органы землеройка Развитое обоняние
К ночному образу жизни Лемур
Низкие температуры Карликовая береза листопад Хвоя Подземные побеги
Высокие температуры Узкие листья злаков Опушенные листья Короткий вегетационный период
К недостатку света Листовая мозаика Темная листовая пластинка Цветение до распускания листьев