Наличие конкретной цели Наличие конкретного задания Четкая форма выражения результата самостоятельной работы Определение формы проверки самостоятельной работы Обязательность выполнения самостоятельной работы каждым учеником, получившим задание
Содержание заданий должно соответствовать конкретной дидактической цели урока Содержание и методика заданий должны обеспечивать познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности ( репродуктивном, частично-поисковом, творческом) Задание индивидуализировать для успешного выполнения самостоятельной работы
Самостоятельная работа Умение ставить цель Выбор средств достижения целей Планирование работы по времени Характер проблемно-поисковой деятельности
Воспитательная Образовательная Развивающая
Дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы
Постепенное удаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом Переход от контроля к самоконтролю
Самостоятельная работа Принцип доступности Принцип систематичности Связь теории с практикой Принцип постепенности в нарастании трудностей Принцип творческой активности Принцип дифференцирован - ного подхода к учащимся
1. Работа должна носить целенаправленный характер Цель, формулировка задания, интерес к работе 2. Работа должна быть самостоятельной и побуждать работать напряженно Содержание и объем должны быть посильными, а ученики подготовлены 3. Нужно сформировать простейшие навыки работы Схемы, чертежи, простые измерения, решение несложных задач и т.п.
4. Нужно предлагать задания которые не допускают действия по готовым рецептам и шаблонам, а требуют применения знаний в новой ситуации 5. Необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время ( дифференцированный подход) 6. Задания должны вызывать интерес (новизна, необычность, применение практических знаний) 7. Работы планомерно и систематически включать в учебный процесс (твердые умения и навыки) 8. Разумно сочетать теоретический материал с самостоятельной работой по приобретению ЗУН. Руководящая роль в работе за учителем
По дидактической цели Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания Закрепление и уточнение знаний Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач Формирование умений и навыков практического характера Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации
По характеру деятельности Репродуктивный вид Частично-поисковый вид Исследовательский вид По организации работы Общеклассная Групповая Парная Индивидуальная
ПерспективноеТекущее Осуществляется в тематических планах, Определяются темы уроков, Определяются лабораторные работы, Определяются экскурсии, Намечаются контрольные письменные работы, Намечаются обобщающе- повторительные и зачетные занятия Осуществляется при разработке отдельных уроков, Разрабатывается содержание урока, Формируются вопросы к учащимся, Формируются задания для самостоятельной работы, Определяются способы проверки заданий
Получение более глубоких и прочных знаний Развитие познавательных и творческих способностей, развитие мышления у школьников Ускорение темпов формирования ЗУН практического характера Вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы
Содержание объектов наблюденияПредмет, класс и фамилия учителей, у которых посещались уроки Иванова С.И., математик 5 класс Сидорова В.И., историк 7 класс 1.Была ли на уроке самостоятельная работа? 2.Сколько времени она занимала? 3.На каких этапах была самостоятельная работа? А) при проверке домашнего задания(время) Б) при подготовке к усвоению новых знаний (время) В) при изучении нового материала (время) Г) при закреплении (время)
4.Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы? 5.На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа? А) репродуктивный (время) Б) частично-поисковый (время) В) исследовательский (время) 6.Формы организации самостоятельной работы: А) общеклассная Б) групповая В) парная Г) индивидуальная 7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы? 8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока + реализовано полностью, +- реализовано частично, - не реализовано