Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек в зеркале искусства: жанр портрета ИСКУССТВО – 8 класс урок – 6.
Advertisements

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) по теме: Жанр портрета в культуре разных времен
Презентация к уроку искусства 8 класс Подготовила Баклыкова Е. В. Учитель искусства Тюменцевской ООШ.
Урок в 8 классе Преподаватель ИЗО Лаврицкая Е. П., МБОУ СОШ п. Гигант.
Презентация к уроку искусства 8 класс. (франц. portrait) – изображение определенного человека или группы людей. Различают портреты: Парные и групповые;
Автор : Волкова В. Н. учитель изобразительного искусства МАОУ « СОШ 2» Города Губкин Белгородской области.
Жанр портрета в культуре разных времён
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
Портреты наших великих соотечественников. Портрет – от французского – изображение. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению.
Художественный портрет как способ отражения внутреннего мира человека Изобразительное искусство 7 класс.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета Резакова А. А.
Жанр портрета Основные цели Формировать умение образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту. Сравнивать отношение к миру, выраженное.
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Презентация "Художники эпохи возрождения"
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) по теме: Портрет в живописи. Виды портрета.
Галерея живописных портретов разных исторических эпох.
ЧТО общего на этих картинах. Образ человека – главная тема искусства Презентация для 6 класса. Выполнила учитель ИЗО Сысолятина Н.А. МАОУ СОШ 7 г. Сухой.
ТИТАНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПЛАН: 1. Мир Леонардо да Винчи 2. Рафаэль – «первый среди великих» 3. Бунтующий гений Микеланджело.
Портрет в живописи. Виды портрета человека.. Портрет- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших.
ХАРАКТЕРНЫЙ ПОРТРЕТ Урок изобразительного искусства 6 класс Шишлянникова Е. В. учитель ИЗО гимназия 8 г. Дубна Московской обл.
Транксрипт:

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а может быть, даже открыть что-то новое в себе. Зрителю невольно передается отношение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест. Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его времени, т. е. стремимся понять неизвестное через известное. Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археологи открыли всему миру замечательное портретное изо бражение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этот образ поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими переходами неправильных, но прелестных черт женского лица. В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеализированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

Портрет (франц. portrait) изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления опреде ленных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету, характеру, или к портрету-биографии.

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в перву ю очередь передать ощущение движения при устойчивости и монументальности лини й тела, не заостряя внимания зрителей на особе нностях лица. Особой нежностью и теплотой веет от ст атуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием. Римский портрет связан с культом предко в, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развити ю реалистического портрета. Его отличают индивидуальные характеристики челове ка: величие, сдержанность или жестокость и деспот изм, одухотворенность или высокомерие.

В Средние века чувственно-пластический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства. Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента. В «Автопортрете» Альбрехта Дюрера (1471–1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гениев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти олицетворяют идеального человека того времени. XVII в. главным критерием художественности становится материальный мир, восприн имаемый через чувства. Подражание действительности заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических проявлений человека, его многообразных душевных по рывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающего жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

Среди известных портретных шедевр ов того времени «Лютнист» Микеланд жело да Караваджо ( ), в котором художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

На закате XVI столетия в творчестве исп анского художника Эль Греко ( ) возникает новый тип портрета, в котором передается необычн ая внутренняя сосредоточенность человек а, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы.

Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

Портреты великого голландца Рембрандта ( ) не без основания считаются вершиной портретного искусства. Они по праву получили название портретов-биографий. Рембрандта называли поэтом страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забытые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «униженным и оскорбленным». По характ еру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах- биографиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых людей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты. Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утонченно-обольстительными, задумчиво-томными, мечтательно-рассеянными образами.

Рисунок портретов художников Антуана Ватто ( ), Франсуа Буше ( ) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящны х переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.

Поиски героического, значительного, монументальн ого в искусстве связаны в XVIII в. со временем р еволюционных перемен. Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе ( ), воздвигнутый в Петербурге в гг. Он задуман как образ гения и созидател я. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремитель ным движением коня и всадника, выражается во властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа. XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов. В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французск ого художника-романтика Эжена Делакруа ( ). Перед нами настоящий психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремит ельным, драматичным движением.

Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов. Художественному строю портрета Делакруа созвуч на музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ образ Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с восклицанием: «О, моя Родина!»

Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая подобна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важного сооб щения. В портретном искусстве ХХXXI вв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические тр адиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое ищет новые абстрактные формы и спосо бы выражения его внутреннего мира.

Художественно-творческое задание Подготовьте альбом, газету, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен ». Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, от рывки прозы, фрагменты музыкальных прои зведений, созвучные образам вашей портретной галереи.