"Витькина гайка" (изложение в 6-м классе)
Цели урока: Подготовка учащихся к передаче содержания текста упражнения 460 [1] в форме рассказа, услышанного от кого-либо из его героев. Развитие творческого воображения, формирование умения самостоятельно составлять рассказ с обрамлением, умения употреблять в рассказе о прошлом глаголы в настоящем времени;. Формирование норм правильной литературной речи. Воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости.
Настоящее времяПрошедшее время Будущее время свинчивают бегут сходят ходим смотрим оглядываемся выходит говорит глядим сходит показывает кричит становитесь ходили видели закричали завинчивал позволил не поверили побежали улыбнулся сказал завинтил помочь хотите ГЛАГОЛЫ
ВОПРОСЫ для беседы: 1. С помощью чего можно поднять железобетонный блок на стройке? 2. Что нужно для соединения кирпичей при их кладке? 3. Образуйте прилагательное от слова "камень". 4. Найти одно из слов фразеологизма: "Ты потрудился на славу". 5. Как называется помещение, куда ходили ребята на экскурсию? 6. Что ребята завинчивали? 7. Найти одно из слов Витьки: "Вот здесь моя гайка". 8. Рабочий попросил ребят встать в …?
из «Словаря иностранных слов»: Конвейер, -а, м. (англ. conveyer). Устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одной операции к другой, а также для транспортировки грузов. Со всего завода стекаются по конвейеру разобщенные детали, чтобы соединиться, прийти в движение, заработать. (Злобин.)
Работа по группам: Первая группа (сильные учащиеся ) Составьте связные предложения, используя слова: автозавод, конвейер, сходить, машина, блестящий, новенький, самосвал. Вторая группа (слабые учащиеся) Выписать слова в словарик к изложению: автозавод, конвейер, сходить, машина, блестящий, новенький, самосвал.
"Рассказ с обрамлением".
Инсценирование упражнения А теперь представьте себе, что в нашем классе есть Витька Харитонов. -Да нет его! -Опять, ребята, подвел он нас? Раздается стук в дверь. Вбегает Витька. -Извините, опять опоздал. История со мной приключилась. Вчера опоздал на экскурсию на автозавод. Можно объясниться? Играли мы с ребятами во дворе в прятки. Я долго искал, куда бы спрятаться, чтобы подольше искали. Вижу, стоит грузовик, только влез я в кузов, как грузовик тронулся. И я – поехал! Ну ладно, думаю, прокачусь. Смотрю – подъезжаем к автозаводу. Обрадовался я, вас увидел и про экскурсию вспомнил. (Далее следует пересказ текста упражнения).
Ученик от лица товарища Витьки ведет рассказ об экскурсии на автозавод -Ребята, представьте себе, что мы пришли в клуб автозаводчан. Там мы услышали рассказ лучшего рабочего. Ученик-рабочий: Здравствуйте, ребята! Рад встрече с вами. Вы просили рассказать о самом интересном в моей работе. Вспомнил я один случай. (Ученик передает содержание текста упражнения от лица рабочего). Предлагаю вам свой план рассказа. - Друзья, мне Витька Харитонов такую историю рассказал. Вот послушайте. ().
План изложения. ВИТЬКИНА ГАЙКА Рассказ Витьки. 1.Экскурсия на завод. 2.Я наблюдаю за действиями рабочих у конвейера. 3.Иван Иванович предлагает мне завинтить гайку. 4.Ребята ищут меня. 5."Вот здесь моя гайка!" 6.Очередь у конвейера. Рассказ рабочего. 1.Ученики подшефной школы на нашем заводе. 2.Любопытный парнишка. 3.В "плену" у ребят. 4.Все ребята завинтили по гайке. Рассказ товарища Витьки. 1.Экскурсия на завод. 2.Витька пропал! 3.Рассказ Виктора о работе на конвейере. 4.Знакомство.
Изложение в форме рассказа с обрамлением.