Лидерство среди младших подростков Автор: Кузьмина Анна, 11 гум гр. Руководитель: Улунян Е. Е.
Лидер- (англ. Leader – ведущий) – глава, лицо. Идущее впереди или ведущее… (Большой словарь иностранных слов в русском языке). Суть лидерства – в ведении за собой к цели, «образ действий, направленных на достижение чего – либо, определяющих отношения с людьми» С. И. Ожегов
Каналы лидерства Авторитет Положение Опыт Профессионализм образование Харизма Доброта Эмпатийность Нравственность
Психологические характеристики лидера Стремление лидировать Реакция на стрессы и давление Способ достижения лидерского положения
Черты характера лидера- подростка Внешние данные (осанка, волевые черты лица, умение носить одежду, телосложение, рост); Коммуникативные качества (связная речь, спокойствие и уверенность, умение находить контакт, чувство юмора, личное обаяние) Интеллект Волевые качества
Условия зарождения лидерства Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л. И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Становление личности Это порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком - то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков.
Гендерный фактор общения подростков Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдери М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в тоже время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых. Кон И. О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т. е. потребности в принадлежности, включённости в какую - то группу или общность.
Особенности общения и лидерства младших подростков Во - первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во - вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права В - третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости
Потребность в приобретении и поддержке статуса - одна из важных социальных потребностей. Подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализует свои цели неадекватными способами, привнося в общение с одноклассниками нормы и "ценности" компании - зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников
Типы лидера Самый эффективный лидер («суперлидер») это тот, кто превращает подавляющее большинство идущих за ним людей в лидеров для самих себя. Основной посыл, лежащий в основе суперлидерства человек должен сначала стать лидером для самого себя; затем он (или она) должны продемонстрировать эти навыки окружающим. Тогда и приходит успех.
Социометрия лидерства (март 2008)
Социометрия (март2009) Вика А. Соня К. Юля Г. Макс Л. Сергей М Даня Г. Вася Ч. Ника К. Маша В. Вика В. Жора Р. Макс.Л. Соня К. Вика А. Юля Г. Сергей М. Вова А. Сергей Д. Даня Г. Жора Р. Вася Ч. Вика В. Маша В. Лидер -организатор Харизматический лидер
Выводы Остались в лидерской упряжке – 3 чел., 1 – снизил позиции Появился новый лидер – организатор – Юля Г. Повысился статус у Дани Г. Сергей Д. стал харизматическим лидером Следовательно, лидерские качества формируются в начальной школе и развиваются в подростковом периоде.