Введение в психологию. Психология сознания. ПСИХОЛОГИЯ ( от греч. psyche душа + logos учение, наука ) наука о закономерностях развития и функционирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1 « Общая характеристика психологии как науки »
Advertisements

Семестр1. Тема2. Лекции2-3. Становление категориального строя психологии.
Семестр1. Тема2. Лекция1-3. Становление категориального строя психологии.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
Лекция 4 Психологическая концепция сознания. СОЗНАНИЕ высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно- исторических условий формирования человека.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология» Тема: «Психическая деятельность как синтез сознания и подсознательного» Выполнила студентка 2 курса.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Тема 3. Эволюция психики Понятие ф и л о г е н е з обозначает развитие мира животных и историческое развитие психики и поведения человека.
Внутренний мир человека Человек. Общество. Государство, 9 класс Prezentacii.com.
Работу выполнила студентка лечебного факультета гр. 216 Павлюк Т. Ю.
Сознание..
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Транксрипт:

Введение в психологию. Психология сознания

ПСИХОЛОГИЯ ( от греч. psyche душа + logos учение, наука ) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. ПСИХИКА ( от греч. psychikos душевный ) форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении ( деятельности ) регулятивную функцию.

Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики Предмет психологии – психика

VI век до н. э. – V век н. э.: предмет психологии – душа. Платон : Идея ( эйдос ) любой вещи или существа это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа.

Аристотель : душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития : растительной, чувственной и умственной ( присущей только человеку ). Разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась " верховным разумом ", который не смешивался ни с чем телесным и внешним. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение» Аристотель

Блаженный АвгустинФома Аквинский Средневековье: Схоластика (греч. σχολαστικός учёный школьный) систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Эпоха Возрождения : Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин « психология » (1590).

Рене Декарт ( ): развил учение о сознании в контексте психофизической проблемы, ввёл критерий для выделения психики, ввёл понятие рефлекса, положив тем самым начало естественнонаучному изучению поведения животных и человека. Эпоха Просвещения:

Томас Гоббс ( ): В мире нет ничего, кроме материальных тел ; Ассоциации – это связанные следы ощущений ; Ассоциации – универсальный закон психологии.

Джон Локк ( ): « Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве »; Образование простых идей из сложных путём различных операций ( соединение, сопоставление и т. д.); Ассоциация – « неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их ».

Сознание форма отражения объективной действительности в психике человека. Сознание – способность воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Структурная психология сознания ( В. Вундт Э. Титченер ) Функциональная психология сознания ( У. Джеймс )

В. Вундт определил основные задачи психологии : 1) анализ процесса сознания методом самонаблюдения ; 2) выявление элементов сознания ; 3) установление закономерностей их соединения.

Структура и свойства сознания по В. Вундту : Структура : Поле сознания и фокус сознания ( поле внимания ) Свойства : ритмичность ( связанность, группировка впечатлений ) – сознание есть структура неоднородность – центр и периферия имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (7+\-2)

Как работает сознание ? Механизм взаимодействия элементов сознания ( простых ощущений ) ассоциация Процесс вхождения в фокус сознания нового образа называется апперцепцией

Э. Титченер – основатель структурализма Изучал элементы сознания Предложил метафору « Волны сознания », осознаваемое то, что лежит на гребне волны ( в поле внимания ).

Э. Титченер ввел метафору волны для объяснения феномена внимания. Тем самым он подчеркивал прерывный характер внимания, т. е. утверждал, что в каждый момент времени только одно содержание достигает « гребня волны внимания » ( апперцепции ). Он описал явление « аккомодации » внимания – преимущественного апперцептирования того содержания, которое лучше согласуется с предыдущим.

У. Джеймс - основатель функционального подхода Сознание это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, « нелогично » переплетаются

4 свойства сознания : 1) каждое " состояние сознания " стремится быть частью личного сознания ; 2) в границах личного сознания его состояния изменчивы ; 3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений ; 4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще все время делает между ними выбор.

Бессознательное или неосознаваемое совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Различают : неосознаваемые механизмы сознательных действий ; неосознаваемые побудители сознательных действий ; " надсознательные " процессы.

1. Закон Юма : случайные события должны всегда оправдываться в сознании человека неслучайными причинами. 2. Закон Фрейда - Фестингера : механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить её с поверхности сознания. 3. Закон разрыва шаблона : неожиданная смена контекста вызывает эмоциональный шок и сбой в поведении до тех пор, пока в результате работы защитного пояса сознания не произойдёт переинтерпретация ситуации, не будет найден новый контекст, с точки зрения которого и будет далее рассматриваться эта ситуация.

4. Закон Узнадзе : нарушение ситуативной закономерности ведёт к разрушению привычных схем поведения, к затруднениям в принятии самых простых решений, вызывает сбой в поведении. 5. Закон Джеймса : всё неизменное исчезает из сознания, т. е. перестает осознаваться, или же происходит изменение данного сознанию представления об этом неизменном. Иначе говоря, осознаваться может только такая информация, которая меняется либо объективно, либо субъективно. 6. Закон классификации : любой конкретный стимул ( объект ) всегда появляется в поверхностном содержании сознания лишь в качестве члена некоего класса стимулов ( объектов ), при этом класс не может состоять только из одного члена.

отражательная, порождающая ( творчески - креативная ), регулятивно - оценочная, рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать : – отражение мира, – мышление о нем, – способы регуляции человеком своего поведения, – сами процессы рефлексии, – свое личное сознание.

реактивность ; чувствительность ; диалогизм ; полифоничность ; спонтанность развития ; рефлективность.