Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является совместная работа различных анализаторных систем. Письмо обеспечивают речедвигательный, речеслуховой, речезрительный и двигательный анализаторы. Они формируют сложную функциональную систему письма. 2) Психологический уровень. Его составляют мотив, намерении, создание замысла, представление об общем смысле, содержании письменного сообщения, регуляция деятельности и осуществление контроля за её выполнение. 3) Лингвистический уровень. Отвечает на вопрос: какими средствами осуществляется письмо. Обеспечивает перевод внутреннего смысла и содержания в определённые лингвистические коды (слова, фразы, тексты).
Письмо всегда начинается с задачи или замысла, который либо возникает у пишущего, либо даётся ему. Вначале развития навыка письма замысел чаще всего сводится к написанию того или иного слова как можно более точнее, на более поздних этапах развития навыка письма – задача письменной речи начинает сводиться к письменному изложению содержания, к формулировке целой мысли. Замысел необходимо не только запомнить, удержать, но и с помощью внутренней речи сохранять нужный порядок написания фразы.
Следующей операцией, входящей в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава слова. Для реализации этого процесса необходимо соблюдение 2 условий: выделение последовательности звуков, составляющих слово; уточнение звуков (превращение слышимых звуковых вариантов в чёткие речевые звуки). На начальных этапах развития навыка письма, данные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они осуществляются автоматизировано.
заключается в переводе выделенных фонем в зрительные графические схемы, т.е буквы. Каждой фонеме должна соответствовать определённая буква.
превращение подлежащих написанию оптических знаков, т.е букв, в нужные графические начертания. По данным исследователей, на протекание этого этапа существенным образом влияет сформированность письма как навыка. На первых стадиях развития навыка написание каждого элемента является предметом специально осознанного действия, а позднее приобретает автоматизированный характер.
Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор графема фонема артикулема кинема 1.Выделение фонемы, слова Ф--Г 2. Перевод звука в букву Ф--Г 2. Перевод звука в букву Г---К 3. Перевод зрительной схемы в движение Г---К 3. Перевод зрительной схемы в движение 1.Графомоторные навыки 2.Зрительно-моторная координация 3.Моторика пальцев рук 1.Графомоторные навыки 2.Зрительно-моторная координация 3.Моторика пальцев рук 1. Фонематическое восприятие 2. Звуковой анализ и синтез. 3. Артикуляция 1. Фонематическое восприятие 2. Звуковой анализ и синтез. 3. Артикуляция 1.Слухоречевая память 2. Память. 3. Зрительное восприятие 1.Слухоречевая память 2. Память. 3. Зрительное восприятие Пространственно- временные представления
Ребёнок осознаёт фонематическую структуру слов и владеет навыком фонематического анализа. Ребёнок полноценно владеет слухо- произносительной дифференциацией всех фонем. Ребёнок владеет навыком языкового анализа(способен вычленять в речи потоке предложения и слова). Ребёнок владеет полным набором звуко-буквенных ассоциаций. Ребёнок владеет базовыми графомоторными навыками и полным набором графем, строчных и прописных, правилами их соблюдения.
1. Сформированность устной речи. Произвольное владение ею. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез. 2. Формирование различных видов восприятия: пространственного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, схемы тела. 3. Сформированность двигательной сферы, тонких движений, предметных действий(подвижность, переключаемость, устойчивость). 4. Сформированность общего поведения: регуляция, саморегуляция, контроль за деятельностью, мотивы поведения(особенно мотивы к учебной деятельности). 5. Сформированность абстрактного мышления.
Коломина Татьяна Михайловна, учитель- логопед, МКОУ Детский дом, г. Подольска. 3. Литература. 1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. СПб Издательский дом "МиМ"1997г. 2. Садовникова И.Н, Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. 3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление". М.: «Юристъ», pedlib.ru/Books/2/0155/2_ shtml