Управление человеком и управление группой
Содержание 1)Понятие группы. 2)Причины объединения людей в группы. 3)Стадии развития группы. 4)Внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы. 5)Возможности членов группы. 6)Структура группы и характеристика её компонентов. 7)Формальные и неформальные организации: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры.
Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
ГРУППА формальные неформальные временные функциониру ющие на постоянной основе
Формальные группы – это те, которые предусмотрены в структуре организации для решения конкретных задач. Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. ссылка
Достижение конкретных целей; Усиление власти; Обеспечение безопасности; Защита прав и социальных гарантий; Общение; Самоуважение; Получение определенного статуса.
Стадии развития группы 1.Начальная стадия формирования. 2.Внутригрупповой конфликт. 3.Обеспечение сплоченности членов группы. 4.Стадия наивысшей работоспособности и производительности. 5.Заключительная стадия (для временных групп). ссылка ссылка
Начальная стадия формирования. Характеризуется неопределенностью относительно целей группы и её структуры. Внутригрупповой конфликт. Характеризуется борьбой за лидерство и распределением ролей между членами группы. Обеспечение сплоченности членов группы. Отношения между членами группы становятся более тесными и появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в группе.
Стадия наивысшей работоспособности и производительности. Группа полностью функциональна, энергия её членов направлена на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов. Заключительная стадия. Для временных групп, созданных на время выполнения конкретных задач, связана с периодом выполнения этих самых задач.
Факторы, определяющие качественную сторону взаимодействия группы и организации в лице руководителя: а)структурные – величина группы, членство в группе, коммуникации в группе и организации; б)независимые – физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами; в)переменные – характер задачи, стоящей перед группой; степень сложности задачи; условия решения задачи; г)мотивационные – мотивации членов группы; групповая мотивация; состояние окружающей группу среды (атмосфера в коллективе); д)промежуточные – стиль руководства; взаимоотношения между членами группы, а также всеми работниками организации и группой; распределение ролей и обязанностей; организационный климат; процесс принятия решений в организации.
Руководитель Повышение эффективности труда и удовлетворение работой б б в в г г д д а а
Согласно модели процесса эффективного управления группой факторы групп а – г через факторы-инструменты группы д влияют на эффективность работы группы (оптимальное решение поставленных задач с высокой производительностью труда) и её существование (удовлетворенность членов группы) при соблюдении ряда условий. 1. У группы должны быть четко сформулированные цели, сбалансированные с целями членов группы и организации в целом. 2. Балансирование целей осуществляется руководителем в ходе открытого коллективного обсуждения проблемы или задачи. 3. Необходимость определенной ответственности за результаты следует из коллективного способа принятия решения. 4. При взаимодействии с группой руководитель должен всячески избегать соперничества между её членами, так же как и соперничества между группами.
Таким образом, руководитель может изменить группы факторов а – в для того, чтобы изменить факторы группы г, что приведет к желаемому результату через использование факторов группы д. Руководитель может непосредственно изменить (1) структурные факторы (а) и переменные условия задачи (в). Это повлечет за собой на следующем этапе адекватные изменения в области мотивирующих факторов (г). При дополнительном воздействии (2) руководителя на мотивирующие факторы в целях их усиления через использование(3) промежуточных факторов (д) с необходимыми изменениями руководитель получит требуемый результат.
Неформальные группы динамически взаимодействуют с формальными. В этой модели под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое способствует появлению эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.
Взаимодействие Эмоции Деятель ность
Факторы, оказывающие влияние на группу со стороны внешней среды (по Д. Хомансу): Физические – территория, география, климат. Технологические – здание, оборудование, станки. Культурные – ценности, цели, традиции.
Анализ влияния оплаты труда на групповое поведение Высокая Дифференциация в оплате Низкая Взаимозависимость действий членов группы Низкая Высокая Способствует данному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между членами Порождает много проблем в отношениях между членами группы Способствует данному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между членами
Возможны 4 комбинации этих факторов: 1) низкая взаимозависимость – низкая дифференциация в оплате; 2) низкая взаимозависимость – высокая дифференциация в оплате; 3) высокая взаимозависимость – низкая дифференциация в оплате; 4) высокая взаимозависимость - высокая дифференциация в оплате. Следовательно, 1 и 4 случаи порождают проблемы во взаимоотношениях между членами группы. Напротив, 2 и 3 случаи способствуют успешному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между ее членами.
Внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы. Стратегия развития; Организационная структура; Формально установленные в организации нормы и правила функционирования; Ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации ; Система отбора и расстановки персонала; Выработанная в организации система оценки и мотивация работников; Организационная культура.ссылкассылка
Стратегия развития организации определяет ее цели, задачи развития и средства их достижения. Среди них могут быть такие как увеличение выручки и прибыли за счет повышения качества и расширения спектра выпускаемой продукции (товаров и услуг). Организационная структура предприятия определяет, кто и на каком уровне принимает решения, реализует и контролирует их выполнение. Формально установленные нормы и правила функционирования. Чем четче они будут сформулированы, тем больше стабильности и предсказуемости будет в поведении работников. Имеющиеся в распоряжении организации ресурсы (материальные, финансовые, людские и т.д.) Степень их ограниченности оказывает существенное влияние на специфику работы ее подразделений и групп.
Система отбора и расстановки персонала. Она во многом определяет качество групп в организации и ориентирована на долгосрочные цели развития, позволяя группе достигнуть серьезных результатов. Система оценки и мотивации работников. Если у каждого сотрудника будет расписана реальная перспектива карьерного роста, а его личное материальное поощрение будет увязано с успехами всей ее группы, то и эффективность деятельности организации будет возрастать. Организационная культура – определенный путеводитель, демонстрирующий как добиться успеха в организации и как избегать неприятностей, где допустимая норма эмоциональности в работе, какой стиль одежды соответствует культуре данной организации и т.д.
Возможности членов группы Профессио нальные способнос ти Личностные морально- этические качества
Профессиональные способности. Эффективность работы группы определяется не только суммой возможностей каждого из ее членов, но и способностями каждого из входящих в нее индивидов. Помимо этого, важно получать удовлетворение от работы и чувствовать понимание со стороны руководства. Личностные морально-этические качества членов группы также имеют непосредственное отношение к ее эффективности. Коммуникабельность, независимость и самостоятельность сотрудников в работе, безусловно, повышают эффективность группы.
Структура группы и характеристика ее компонентов. СТАТУС СОСТАВ РАЗМЕР РОЛИ ФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО НОРМЫ
Статус. Та или иная личность в организации или группе, имеющая свой статус, который определяется рядом факторов, включая старшинство должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Размер. Определяет эффективность ее работы, которая зависит от количества человек в группе. Состав. Предопределяется характером выполняемых работ, требующих различных знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Роли. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Формальное лидерство (роль руководителя, начальника, председателя, президента и т.д.). От формальных лидеров зависит моральный климат и характер взаимоотношений в коллективе. Нормы. Призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. ссылка
Самая эффективная группа это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Формальные и неформальные организации Формальные.Создаются на основании действующего законодательства по решению собственников, а внутренние отношения регулируются нормативными документами. Неформальные. Это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. ссылка
Причины вступления в неформальную организацию чувство принадлежности; взаимопомощь; взаимозащита; тесное общение и симпатия; заинтересованность. ссылка
Характеристики неформальных организаций Социальный контроль. Установление и укрепление норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Сопротивление переменам. Наблюдается тенденция к сопротивлению переменам, это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Неформальные лидеры. Опора неформального лидера – признание его группой. Неформальный лидер помогает группе в достижении её целей, поддерживает и укрепляет её существование.ссылкассылка
Проблемы, связанные с неформальными организациями снижение эффективности; распространение ложных слухов; тенденция сопротивляться переменам.
Потенциальные выгоды большая преданность организации; высокий дух коллективизма; более высокая производительность труда, наблюдается в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные. ссылка
Список литературы 1)Основы менеджмента: учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. – М. : КНОРУС, – 496 с. 2)Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : учебник. 3-е изд. М. : Гардарики, )Герчикова И.Н. Менеджмент : учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, )Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.:Дело,1992г. 5)Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты – М.:ИНФРА-М, 1996г. 6)Менеджмент организации : учебник / А.В.Тебекин, Б.С. Касаев. – 2-е изд., перераб. Идоп. – М. : КНОРУС, – 416 с. 7)Менеджмент: учеб. Пособие / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, – 220 с. – (Вопрос – ответ).