Классицизм в русской литературе
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин Словесность наша явилась вдруг в XIII веке. А. С. Пушкин
Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите. Вспомните черты классицизма.
А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой
И.Никитин. Портрет напольного гетмана
Д.Левицкий. Портрет Демидова
Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»: Какой ни взять сюжет, высокий или забавный, Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной. Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить ее легко и разом; Рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную дает она ему.
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Bы новое лицо ведете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда самим собой. Н. Буало
Что характерно для классицизма: Основное свойство обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.Основное свойство обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. В основе эстетики принцип рационализма и «подражания природе».В основе эстетики принцип рационализма и «подражания природе».
Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio разум).Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio разум).
Черты классицизма в литературе: культ разума;культ разума; художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; подчеркивается объективность повествования;подчеркивается объективность повествования; активное обращение к общественной, гражданской проблематике.активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Герои произведения классицизма Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка.Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).Каждый герой носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу.Амплуа стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня герой-любовник второй любовник В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе: Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Лишь в этом случае оно нас увлечет. единство времени: действие развивается не более суток; единство времени: действие развивается не более суток; единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (510), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей. единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (510), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Четкое деление на высокие и низкие жанры Строгая иерархия жанров ВЫСОКИЕНИЗКИЕ Общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Мифологические и библейские сюжеты. Время просвещенного абсолютизма: идея служения государству, гражданского долга. Александрийский стих. Не допускалось использование разговорных оборотов. Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин. Трагедия, эпопея, ода. Повседневная жизнь обычных людей. Проза или разностопные стихи, бытовые детали, разговорный стиль – речи, Французские классицисты: драматург Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало (сатира), Вольтер, Комедия, сатира, басня.