Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация Классицизм в русской литературе

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литература XVIII века Фудина И.В., учитель русского языка и литературы школы-интерната 330 ОАО «РЖД».
Advertisements

Литература XVIII века Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская общеобразовательная.
Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С.Пушкин.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало. Алимова Алла Викторовна – учитель русского языка и литературы Гимназии 56 Петроградского.
Литературное направление (течение) Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ СОШ 1234 г.Москвы.
Древнерусская литература X – XIII вв. Русская литература XVIII в. Русская классическая литература XIX в. XVII – начало XVIII в. Западно- европейский классицизм.
В начале 18 века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни.
«Пётр Великий русской литературы» Урок по творчеству М.В.Ломоносова 9 класс.
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин.
Классицизм в русской литературе Периоды классицизма, основные правила и представители литературного направления.
КЛАССИЦИЗМ К уроку литературы в 8 классе (курс «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова) 1Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун.
Разработала Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ 7.
Державин Сумароков Ломоносов Карамзин Фонвизин. Первый этап Литература Петровского времени Происходит формирование светской литературы Феофан Прокопович.
Драматургия Д.И.Фонвизина Комедия «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик.
Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин А.С.Пушкин.
Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин А.С.Пушкин.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Литература 18 века Русский классицизм Учитель литературы МОУ СОШ п.Известковый Светлана Ивановна Тарасенко.
Транксрипт:

Классицизм в русской литературе

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин Словесность наша явилась вдруг в XIII веке. А. С. Пушкин

Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите. Вспомните черты классицизма.

А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

И.Никитин. Портрет напольного гетмана

Д.Левицкий. Портрет Демидова

Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»: Какой ни взять сюжет, высокий или забавный, Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной. Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить ее легко и разом; Рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную дает она ему.

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Bы новое лицо ведете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда самим собой. Н. Буало

Что характерно для классицизма: Основное свойство обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.Основное свойство обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. В основе эстетики принцип рационализма и «подражания природе».В основе эстетики принцип рационализма и «подражания природе».

Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio разум).Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio разум).

Черты классицизма в литературе: культ разума;культ разума; художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; подчеркивается объективность повествования;подчеркивается объективность повествования; активное обращение к общественной, гражданской проблематике.активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Герои произведения классицизма Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка.Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).Каждый герой носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу.Амплуа стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня герой-любовник второй любовник В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе: Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Лишь в этом случае оно нас увлечет. единство времени: действие развивается не более суток; единство времени: действие развивается не более суток; единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство действия: одна сюжетная линия, количество дей­ствующих лиц ограниченно (510), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей. единство действия: одна сюжетная линия, количество дей­ствующих лиц ограниченно (510), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

Четкое деление на высокие и низкие жанры Строгая иерархия жанров ВЫСОКИЕНИЗКИЕ Общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Мифологические и библейские сюжеты. Время просвещенного абсолютизма: идея служения государству, гражданского долга. Александрийский стих. Не допускалось использование разговорных оборотов. Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин. Трагедия, эпопея, ода. Повседневная жизнь обычных людей. Проза или разностопные стихи, бытовые детали, разговорный стиль – речи, Французские классицисты: драматург Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало (сатира), Вольтер, Комедия, сатира, басня.