Значение образа – символа маски в цикле А. Блока «Снежная маска» Открыли дверь мою метели, Застыла горница моя, И в новой снеговой купели Крещен вторым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Advertisements

Мы любим тех, кто нас не любит, А губим тех, кто любит нас. А.А.Блок А.А.Блок.
Поэзия – великая держава. Империй власть, сходящая с ума, Ей столько раз распадом угрожала, Но распадалась все-таки сама. Поэзия, твоя столица – Пушкин.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Символизм литературно – художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в России.
Анализ стихотворения «Ветер принес из далека..». Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно.
Творчество- отражение пути, пройденное человеком и поэтом. Лирика А. Блока – роман в стихах. «Каждое стихотворение необходимо для образования главы(цикла),
Литературный альманахъ Нумеръ отъ 12 января 1898года. «Серебряный голубь» Белого… (Рецензия В. Брюсова) Роман Белого "Серебряный голубь" - одно из любопытнейших.
Презентация по литературе Ученицы 9 «Б» класса Бургановой Гузели.
АКМЕИЗМ Акмеизм(франц. acmēisme, от греч. akmē - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях.
Александр Блок (1880 – 1921) Как памятник началу века, Там этот человек стоит. Анна Ахматова.
СИМВОЛИЗМ Художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в.
Где и когда родился А.Блок? В 1880г. в Петербурге.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
-Объясните постановку знака препинания в этом предложении. -Когда ещё в простом предложении ставится тире?
« Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )
2012 год научно-практическая конференция « Сопоставительный анализ стихотворений Сергея Есенина» Выполнила Терентьева Алена, 11 класс.
Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова …Мы узнаём в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, - поэта, в котором выразился.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Транксрипт:

Значение образа – символа маски в цикле А. Блока «Снежная маска» Открыли дверь мою метели, Застыла горница моя, И в новой снеговой купели Крещен вторым крещеньем я… А.Блок А.Блок

Цикл «Снежная маска» был создан А.Блоком в 1907 году. Цикл посвящен актрисе драматического театра им. Комиссаржевской – Нине Волоховой, в которую поэт был влюблен. в которую поэт был влюблен.

Символизм – первое и наиболее яркое литературное течение в русской поэзии начала ХХ века Поэтов - символистов интересовала прежде всего личность человека, мир его чувств и ощущений. Символ – предметный или словесный знак, выражающий сущность какого-либо явления.

Цель работы: исследовать тексты двух стихотворений из цикла «Снежная маска», выяснить значение и роль образа-символа снежной маски. «Смятение» Мы ли – пляшущие тени? Или мы бросаем тень? Снов, обманов и видений Догоревший полон день. Не пойму я, что нас манит, Не пойму я, что нас манит, Не поймешь ты, что со мной, Не поймешь ты, что со мной, Чей под маской взор туманит Чей под маской взор туманит Сумрак вьюги снеговой? Сумрак вьюги снеговой?

Смысл названия стихотворения открывается читателю не сразу… Лирический герой в смятении, оттого что не может понять: или он и его возлюбленная превратились в тени, или они только бросают тень, танцуя в каком-то призрачном пространстве, которое названо «днем снов, обманов и видений»…

Тема маски пришла в лирику Блока из стихотворений другого символиста – Брюсова. Артистическое маскарадное начало было модным в поведении театральной и литературной молодежи начала ХХ века. Столичная молодежь часто устраивала костюмированные вечеринки, обязательным атрибутом которых была маска. Маска скрывает правду, порождает страх и смятение…

«Маска, скажи – кто ты?...» Маска – символ магической силы. Древние люди считали, что маска превращает человека в того персонажа, которого она изображает.

Маска, дай мне чутко слушать Сердце темное твое, Возврати мне, маска, душу, Горе светлое мое! М а с к а в стихотворении «Смятение»выполняет роль защиты: каждый из героев защищает свою душу от ошибки, от боли. В маске всегда есть антитеза темное / светлое

Нет исхода из вьюг, и погибнуть мне весело… Следующее стихотворение называется «Исхода нет». Оно написано в тот же день, что и «Смятение», и «Смятение», 13 января 1907 г.

Завела в очарованный круг, Серебром своих вьюг занавесила… В стихотворении «Исхода нет» возникает образ круга, малого замкнутого пространства…

Образ круга двойственен: это и мир утраченного идеала, и, с другой стороны, гибельное замкнутое пространство. Двойственность мира- круга подчеркнута оксюмороном «погибнуть мне весело». Главное событие лирического стихотворения – выход героя из мира-круга.

Маска во внешнем мире, в мире вьюг, превра- щается в Незнакомку, и символ приобретает иной смысл – теперь это символ судьбы, рока. И на снежных постелях Спят цари и герои… И приветно глядят на меня: «Восстань из мертвых!» Обновление, оживление души может произойти только за пределами круга.

Воскреснет ли герой среди снежных вьюг, в мире, где царствует Маска-судьба? Душа, Дух и Тело – тройственный союз. Смерть Тела, Духа, но не Души… Вода – первооснова жизни. Снег – замерзшая вода, застывшая жизнь… Надо пройти через очарование и смятение, через метели и снег, через смерть, чтобы обрести НОВУЮ ЖИЗНЬ.

Рожденные в года глухие, пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. Противоборствующие силы добра и зла воспринимались им как нечто коварное, разру- шающее гармонию бытия. Но герой «Снежной маски» не бездействует: он пытается найти выход, разгадать истинный путь. Проанализировав два стихотворения цикла «Снежная маска, можно сказать, что А.Блок всем своим смятенным сердцем откликался на события времени, на жизненные противоречия.