И.А.Бунин Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
История создания Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью год – весной посетил Францию, Алжир, Капри год – весной посетил Францию, Алжир, Капри год – посетил Египет и Цейлон год – посетил Египет и Цейлон. С декабря 1913 года полгода жил на Капри. С декабря 1913 года полгода жил на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились во многих рассказах. Впечатления от этих путешествий отразились во многих рассказах.
«Господин из Сан-Франциско» Рассказ был написан в 1915 году. Первоначальное название «Смерть на Капри» Рассказ был написан в 1915 году. Первоначальное название «Смерть на Капри»
Философская линия Рассказ продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть, как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Рассказ продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть, как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности.
Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира. Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
Сюжет Описание несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь героя, имени которого «никто не помнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук». Описание несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь героя, имени которого «никто не помнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук».
Композиция Рассказ имеет кольцевую композицию Рассказ имеет кольцевую композицию «Середина» рассказа – посещение «Старого Света» Заканчивается путешествие возвращением «домой, в могилу, на берега Нового Света» Начинается путешествие В Сан-Франциско
Кульминация Сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» номере «нижнего коридора». Сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» номере «нижнего коридора».
Конфликт Конфликт далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Конфликт далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды».
Символика рассказа Символ общества – пароход «Атлантида». Символ общества – пароход «Атлантида». Символ стихии, природы, противостояния цивилизации – океан. Символ стихии, природы, противостояния цивилизации – океан. Символизирует чудовищность, грузность, идола образ капитана. Символизирует чудовищность, грузность, идола образ капитана. Заглавный герой – олицетворение человека буржуазной цивилизации. Заглавный герой – олицетворение человека буржуазной цивилизации.
Пароход, океан, капитан
«Атлантида» Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; живущих «благополучно много». Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; живущих «благополучно много». «Подвалы»: «великое множество» тех, кто работает в «подводной утробе» - у «исполинских топок».
Антитеза Отдых, танцы, беззаботность; «господа» во фраках и смокингах», дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах»; изящная влюбленная пара. Отдых, танцы, беззаботность; «господа» во фраках и смокингах», дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах»; изящная влюбленная пара. Работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени».
Картины рая и ада
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза звучит предвестием будущих великих катастроф. В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза звучит предвестием будущих великих катастроф.