ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧАЩЕГОСЯ
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» В.А.Сухомлинский
Общечеловеческие ценности и идеалы Умение дорожить святынями Отечества, как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца; Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности; Богатство духовного мира, интересов и потребностей; Потребность человека в человеке, как в носителе духовных ценностей; Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию; Любовь к труду; Открытость сердца радостям и горестям других людей.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из выступлений отметил: «Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца».
Выступление президента России Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой человек. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально- исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях».
Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов
Разрушение традиционных устоев семьи Разрушены нравственные представления о браке к семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему я; Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов; Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость;
Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством; Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.
Что такое хорошо, что такое плохо А.П.Платонов Ещё мама Ю.Яковлев Мама Н.М.Артюхова Большая береза А.И.Приставкин Портрет отца К.Д.Ушинский Лес и ручей Ю.В.Драгунский Друг детства Г.М.Цыферов Цыпленок В.П. Астафьев Бабушка с малиной В.А.Сухомлинский Обыкновенный человек В.К.Железников Три ветки мимозы.
Мониторинг учащихся
Итоги опроса учащихся МОУ Лицея 23 Проблемы, которые наиболее важны для учащихся на момент опроса (в %)
Наиболее важные для учащихся человеческие ценности (в %)
Правительство России определило, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010 – 2011 годах будет введен в 19 субъектах РФ
Калмыкия Карачаево-Черкесия Удмуртия Чечня Чувашия Камчатский, Красноярский, Ставропольский края Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области Еврейская автономная область
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Наши прадеды, деды и отцы… строили процветающее общество без Бога. Дай Бог, чтобы Отечество наше, народ наш на основании своего исторического опыта сумел сохранить и укрепить свою верность тому единственно правильному курсу на человеческое счастье, который коренится в нашей человеческой природе, ибо сам Бог вложил в нас это».