Соединения костей Урок-презентация по биологии
Проблемный вопрос: В Спарте детей, у которых голова была больше, чем «отверстие в рай», сбрасывали с крепостной стены. Можно ли было спасти ребёнка, изменив ему размер головы? В Спарте детей, у которых голова была больше, чем «отверстие в рай», сбрасывали с крепостной стены. Можно ли было спасти ребёнка, изменив ему размер головы?
Задача урока: «Выяснить, как соединяются между собой кости в скелете и в чём проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений. «Выяснить, как соединяются между собой кости в скелете и в чём проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений.
План урока 1. Т ипы соединения костей 2. С троение сустава 3. Р азнообразие суставов
Типы соединения костей скелета Непрерывное (неподвижное) Полупрерывное (полуподвижное) Прерывное (подвижное) - сустав
Непрерывное соединение костей скелета Срастание костей (например, срастание тазовых костей в единую кость) Швы – многочисленные выступы одной кости входят в углубления другой (например, соединение костей черепа)
Полупрерывное соединение костей скелета Кости соединяются друг с другом хрящевыми дисками, внутри которых находится полость. Так соединены между собой позвонки и кости таза. Кости соединяются друг с другом хрящевыми дисками, внутри которых находится полость. Так соединены между собой позвонки и кости таза.
Прерывное соединение костей скелета - сустав Образуются между суставными поверхностями костей. В состав сустава входят суставные поверхности, суставная капсула, суставная полость и суставная жидкость. Образуются между суставными поверхностями костей. В состав сустава входят суставные поверхности, суставная капсула, суставная полость и суставная жидкость.
Суставы: Одноосные – в этих суставах возможно движение только в одной плоскости (сгибание и разгибание). Например, голеностопный сустав.Одноосные – в этих суставах возможно движение только в одной плоскости (сгибание и разгибание). Например, голеностопный сустав. Двуосные – кроме движения в одной плоскости возможны движения в плоскости, перпендикулярной первой. Например, лучезапястный сустав.Двуосные – кроме движения в одной плоскости возможны движения в плоскости, перпендикулярной первой. Например, лучезапястный сустав. Трёхосные – кроме сгибания-разгибания, отведения – приведения, возможно также вращение. Например, плечевой и тазобедренный суставы.Трёхосные – кроме сгибания-разгибания, отведения – приведения, возможно также вращение. Например, плечевой и тазобедренный суставы.
1 – надкостница 2 – компактное вещество 3 – суставная сумка 4 – синовиальная оболочка 5 – гиалиновый хрящ 6 – полость, содержащая суставную жидкость 7 – губчатое вещество
1 – надкостница 2 – компактное вещество 3 – суставная сумка 4 – синовиальная оболочка 5 – гиалиновый хрящ 6 – полость, содержащая суставную жидкость 7 – губчатое вещество
П. Ф. Лесгафт ( выдающийся российский учёный, физиолог и теоретик спорта): «Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей лёгкости она представляет наибольшую крепость и всего лучше в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения».
Выводы: 1. В связи с тремя основными функциями скелета в нём наблюдается три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное. 2. Способ соединения костей зависит от их функций. 3. Если при движении суставы щёлкают – значит, не хватает суставной жидкости.
Задание на дом: Изучить параграф 12 до конца. Изучить параграф 12 до конца. Повторить особенности строения мышечных тканей по параграфу 8. Повторить особенности строения мышечных тканей по параграфу 8. Творческое задание: подготовить сообщения, рисунки по темам «Нарушение осанки», «Профилактика плоскостопия» (к итоговому уроку). Творческое задание: подготовить сообщения, рисунки по темам «Нарушение осанки», «Профилактика плоскостопия» (к итоговому уроку).
6. Соединение костей бывает: а) неподвижное ; б) полуподвижное; в) подвижное; г) скользящее. 2. Самый большой объём движения в суставе: а) локтевом; б) плечевом; в) тазобедренном; г) фалангах пальцев. 3. В состав кости входят: а) органические вещества; б) органические и минеральные вещества; в) минеральные вещества. 7. Кость растёт в ширину за счёт: а) надкостницы; б) хряща; в) костного мозга; г) клеток губчатого вещества. 5. Костный мозг выполняет следующие функции: а) красный – кроветворения; б) жёлтый – запас питательных веществ; в) красный – запас питательных веществ и кроветворения; г) жёлтый – укрепляет кость. 1. В кости имеется: а) полость + надкостница; б) губчатое вещество + полость; в) губчатое вещество + полость + надкостница; г) основное и губчатое вещество + полость + надкостница + хрящ. 4. Кости бывают: а) трубчатые; б) плоские; в) трубчатые и плоские; г) длинные и короткие.
Проверь себя: 1.– г; 2.- б, в; 3.- б; 4.- в, г; 5.- а, б; 6.- а, б, в; 7.- а. Оценка «5» - всё верно Оценка «4» - верно 5-6 вопросов Оценка «3» - 4 вопроса Оценка «2» - 3 и меньше вопросов Критерии оценки: