Природа художественного образа в поэзии С.Есенина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста С.В. Боровлёва, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Амурска.
Advertisements

Экзаменационная работа по литературе Реферат на тему: «Природа и Родина в творчестве С. А. Есенина» ученицы 11 класса Чумаковой Екатерины научный руководитель:
> учебный комплекс > учебный комплекс Новая школа 4-1 класс Стихатварение.
Подготовила учитель русского языка и лит- ры Виканова ЛВ.
Викторина по творчеству Сергея Есенина. Викторина по творчеству Сергея Есенина Сергей Есенин родился 3 октября 1895года. 1. Когда родился Сергей Есенин.
Стихотворения Сергея Есенина в 7 классе по программе Меркина Г.С. 1.Я покинул родимый дом (1918) 2.Отговорила роща золотая…(1924) 3.Спит ковыль. Равнина.
Сергей Есенин «Отговорила роща золотая…». ЭПИТЕТЫ: «Роща золотая»(1-я строчка), «Берёзовым весёлым языком»(2-я строчка), «над голубым прудом»(8-я строчка),
«..Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему.
1) Формирование умения видеть орфограмму, правильно писать слова с ней. 2) Формирование умения работать по алгоритму. 3) Диагностика сформированности.
Лирика С.Есенина «Эта песня в сердце отзовется». Мир родной природы 1.Выйду на озеро в……..гать, К сердцу ……. льет благодать. 2. И в душе, и в долине прохлада,
«За горами, за жёлтыми долами…» За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с.
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком… (репродукция картины И. Левитана Золотая осень)
МОУ СОШ 11 Учитель Лашманова Л.Ю.. Цель исследования: выявить, какие поэтические словесные образы являются основными составляющими лирики Есенина и какую.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН Я МОСКОВСКИЙ ОЗОРНОЙГУЛЯКА…... Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный.
Решетникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Нижнеомского.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Народно – песенная основа лирики С. Есенина ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА МХК Урок в 9 классе.
В СЕРДЦЕ СВЕТИТ РУСЬ … Литературная гостиная по творчеству С. Есенина Размещено на.
Быть поэтом –это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.
АВТОРЫ: Поляков Иван Ильин Павел Цурикова Дарья Ильина Евгения учащиеся 11 класса Ржаксинской СОШ1.
Транксрипт:

Природа художественного образа в поэзии С.Есенина

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗ? Образ – свойственный художественной литературе как виду искусства способ отражения (воспроизведения, пересоздания) действительности.(Из школьного словаря литературоведческих терминов). Образ – свойственный художественной литературе как виду искусства способ отражения (воспроизведения, пересоздания) действительности.(Из школьного словаря литературоведческих терминов). «Образ есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов».( По Есенину «Ключи Марии»). «Образ есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов».( По Есенину «Ключи Марии»).

Группа образов: Группа образов: 1. Заставочный, или «уподобление одного предмета другому».Например, солнце – это и колесо, и телец, и белка; ветер – это и олень, и Сивка Бурка, и метельщик. 1. Заставочный, или «уподобление одного предмета другому».Например, солнце – это и колесо, и телец, и белка; ветер – это и олень, и Сивка Бурка, и метельщик. 2. Корабельный, т.е. струящийся, плывущий троп. По есенинскому определению, это и есть «уловление в каком-либо предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывёт, как ладья по воде». 2. Корабельный, т.е. струящийся, плывущий троп. По есенинскому определению, это и есть «уловление в каком-либо предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывёт, как ладья по воде». 3. Ангелический, самый сложный и самый, по выражению Есенина, «значный» - «ангелический, т.е. пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна». 3. Ангелический, самый сложный и самый, по выражению Есенина, «значный» - «ангелический, т.е. пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна».

ФОЛЬКЛОРНАЯ ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА. Пословицы, поговорки, загадки. Метафоричность Использование постоянных эпитетов Психологический параллелизм Повторение Афористичность языка Напевность Анимализм

Основы поэтики Есенина – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года

Образы на основе народных поговорок, пословиц, загадок. Загадка: «Белая кошка лезет в окошко»(солнце). В «Преображении»: Ныне Ныне Солнце, как кошка, Солнце, как кошка, С небесной вербы С небесной вербы Лапкою золотою Лапкою золотою Трогает мои волоса. Трогает мои волоса. «Заря-зарница пошла за водицей» и др. «Заря-зарница пошла за водицей» и др.

Метафоричность Метафора (от греч.metaphora – перенос) – это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Метафора (от греч.metaphora – перенос) – это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Поэт создаёт метафоры по фольклорному принципу: он берёт для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Поэт создаёт метафоры по фольклорному принципу: он берёт для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы – всё это, по Есенину, дети одной матери – природы. Один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы – всё это, по Есенину, дети одной матери – природы.

Есенинская метафора Есенинская метафора Метафора Не олицетворяющая «снег черёмухи» - цветы Олицетворяющая «жёлтый лик» - диск месяца Не олицетворяющая «сокроюсь могилою» - умру Олицетворяющая «колокола заплакали» - зазвонили ИменнаяГлагольная

Характерные для фольклора элементы Постоянные эпитеты: «тёмна ноченька», «кудри русые», «лиходейная разлука»; Постоянные эпитеты: «тёмна ноченька», «кудри русые», «лиходейная разлука»; Краткие прилагательные: «алы зори», «белы снега», «сине море», «буйны головы»; Краткие прилагательные: «алы зори», «белы снега», «сине море», «буйны головы»; Зачины: «Сторона ль моя, сторонка», «Гой ты, Русь моя родная»; Зачины: «Сторона ль моя, сторонка», «Гой ты, Русь моя родная»; Частушечные ритмы: «Хороша была Танюша, Частушечные ритмы: «Хороша была Танюша, Краше не было в селе…» Краше не было в селе…»

Красочно-цветовые эпитеты Самый распространённый эпитет – синий: «синий платок», «синие вечера»; голубой: «голубая струя», «голубая Русь», «голубой полушалок». Самый распространённый эпитет – синий: «синий платок», «синие вечера»; голубой: «голубая струя», «голубая Русь», «голубой полушалок». Белый: «белая берёза», «белый рок», «белый перст». Белый: «белая берёза», «белый рок», «белый перст». Золотой: «золотая роща», «золотая повесть», «золотые звёзды»; жёлтый: «жёлтый лик». Золотой: «золотая роща», «золотая повесть», «золотые звёзды»; жёлтый: «жёлтый лик». Красный: «красные цветы», «красна зорюшка», «красный костёр», «красная рябина». Красный: «красные цветы», «красна зорюшка», «красный костёр», «красная рябина». Чёрный: «чёрная дрожь», «чёрная гать». Чёрный: «чёрная дрожь», «чёрная гать». Зелёный: «зелёная причёска», «зелёное вымя», «зелёный затон», «зелёная вода». Зелёный: «зелёная причёска», «зелёное вымя», «зелёный затон», «зелёная вода». Реже встречаются: багряный, сиреневый, розовый, малиновый. Реже встречаются: багряный, сиреневый, розовый, малиновый.

Психологический параллелизм Есенин постоянно обращается к русской природе в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли и чувства о себе, о своём месте в жизни, о своём прошлом, настоящем и будущем. Нередко природа в стихах Есенина настолько сливается с человеком, что как бы оказывается выражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь предстаёт как частица природы: Есенин постоянно обращается к русской природе в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли и чувства о себе, о своём месте в жизни, о своём прошлом, настоящем и будущем. Нередко природа в стихах Есенина настолько сливается с человеком, что как бы оказывается выражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь предстаёт как частица природы: «Словно яблонный цвет, седина «Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.» У отца пролилась в бороде.» «…Оттого что тот старый клён «…Оттого что тот старый клён Головой на меня похож.» Головой на меня похож.» Природа в стихах Есенина способна поступать, как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится: Природа в стихах Есенина способна поступать, как человек. О деревьях перед окнами родной избы говорится: Там теперь такая ж осень… Там теперь такая ж осень… Клён и липы в окна комнат, Клён и липы в окна комнат, Ветки лапами забросив, Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят. Ищут тех, которых помнят. Особенно часто возвращается поэт к образу, который олицетворяет собой русскую природу – образу берёзы. У Есенина берёза – «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Особенно часто возвращается поэт к образу, который олицетворяет собой русскую природу – образу берёзы. У Есенина берёза – «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого.

Афористичность языка Одна из ярчайших особенностей фольклора. Одна из ярчайших особенностей фольклора. Есенинские афоризмы: «Так мало пройдено дорог,//Так много сделано ошибок»; «Коль нет цветов среди зимы, //То и грустить о них не надо»; «Ведь разлюбить не можешь ты,//Как полюбить ты не сумела»; «Кто любил, уж тот любить не может,//Кто сгорел, того не подожжёшь». Есенинские афоризмы: «Так мало пройдено дорог,//Так много сделано ошибок»; «Коль нет цветов среди зимы, //То и грустить о них не надо»; «Ведь разлюбить не можешь ты,//Как полюбить ты не сумела»; «Кто любил, уж тот любить не может,//Кто сгорел, того не подожжёшь». Близкие по смыслу к народным афоризмам: «В саду горит огонь рябины красной.//Но никого не может он согреть» - «Светит, да не греет»; «Так мельница, крылом махая,//С земли не может улететь» - «Крыльями машет, а улететь не может». Близкие по смыслу к народным афоризмам: «В саду горит огонь рябины красной.//Но никого не может он согреть» - «Светит, да не греет»; «Так мельница, крылом махая,//С земли не может улететь» - «Крыльями машет, а улететь не может».

Напевность Лирические произведения Есенина написаны как песни и легко могут быть положены на музыку. Популярности стихотворений-песен Есенина способствовало их плавное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затруднённости. Примеры стихов-песен: «Отговорила роща золотая…», «Клён ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Над окошком месяц…» и др.

Анимализм Под термином анимализм понимается изображение животных. Образы животных в поэзии Есенина используются как традиционная литературно- фольклорная символика. Примеры: вороны – предвестники несчастья, красногривый жеребёнок символизирует старую патриархальную деревню, лебеди – символ красоты, корова – символ крестьянского благополучия, кобыла – образ дореволюционного крестьянства, красный конь – символ революции, розовый конь – образ революции, чёрный конь – предвестник смерти, собака – сторож, верный друг.

Вывод: Таким образом, связь поэзии с народным творчеством является глубокой и многообразной. Однако Есенин шёл не только от народного творчества, с которым был превосходно знаком. В раннем творчестве, да и несколько позже, поэт прибегал к религиозным образам, пользовался христианской символикой.

Христианские образы Христианские образы трансформировались применительно к крестьянской жизни и быту. Спасителя, Богородицу, святых угодников Есенин сводит с небес на землю и погружает в мир крестьянского труда. Христианские образы трансформировались применительно к крестьянской жизни и быту. Спасителя, Богородицу, святых угодников Есенин сводит с небес на землю и погружает в мир крестьянского труда. Господь в облике нищего идёт пытать людей в любви, пророк Исайя пасёт златых коров(«О пашни, пашни, пашни…»); где-то в глубине России Господь едет на рыжем ослике, и сосны и ели, приветствуя его, кричат: «Осанна!» («Сохнет стаявшая глина…»).Николай Чудотворец у Есенина попросту Микола. Господь в облике нищего идёт пытать людей в любви, пророк Исайя пасёт златых коров(«О пашни, пашни, пашни…»); где-то в глубине России Господь едет на рыжем ослике, и сосны и ели, приветствуя его, кричат: «Осанна!» («Сохнет стаявшая глина…»).Николай Чудотворец у Есенина попросту Микола. Среди ранних стихов Есенина есть стихотворения, где христианская символика представляет не просто поэтическую образность, но выражает подлинное религиозное переживание лирического героя. Таково стихотворение «За горами, за жёлтыми долами…» с образами монастыря и бедной странницы, которая каждый вечер идёт поклониться любви и кресту: Среди ранних стихов Есенина есть стихотворения, где христианская символика представляет не просто поэтическую образность, но выражает подлинное религиозное переживание лирического героя. Таково стихотворение «За горами, за жёлтыми долами…» с образами монастыря и бедной странницы, которая каждый вечер идёт поклониться любви и кресту: Кроток дух монастырского жителя, Кроток дух монастырского жителя, Жадно слушаешь ты ектенью, Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом спасителя Помолись перед ликом спасителя За погибшую душу мою. За погибшую душу мою.

«Отговорила роща золотая…» 1 Отговорила роща золотая 1 Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком, Берёзовым весёлым языком, И журавли, печально пролетая, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Уж не жалеют больше ни о ком. 2.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – 2.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом. Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. С широким месяцем над голубым прудом. 3.Стою один среди равнины голой, 3.Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности весёлой, Я полон дум о юности весёлой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Но ничего в прошедшем мне не жаль.

«Отговорила роща золотая…» 4. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. Но никого не может он согреть. 5. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадёт трава. От желтизны не пропадёт трава. Как дерево роняет тихо листья, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Так я роняю грустные слова. 6. И если время, ветром разметая, Сгребёт их все в один ненужный ком… Сгребёт их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком Отговорила милым языком