Величины, характеризующие колебательное движение Сформировать знания у школьников о частоте колебаний, амплитуде, периоде, фазе. Сформировать знания у школьников о частоте колебаний, амплитуде, периоде, фазе. Продолжить обучение умению выделять главное, существенное в изучаемом материале. Продолжить обучение умению выделять главное, существенное в изучаемом материале. Научить применять полученные знания для решения качественных и количественных задач. Научить применять полученные знания для решения качественных и количественных задач.
Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти. Л.Н.Андреев
Повторение § 24. Колебательное движение. § 25. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
Тест на повторение пройденного материала 1.Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием? 1) движение качелей; 2) движение мяча, падающего на землю. A. только 1; Б. только 2; В. 1 и 2; Г. ни 1, ни 2; Д. нет верного ответа. 2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются свободными? 1) колебания груза, подвешенного к пружине, после однократного его отклонения от положения равновесия; 2) колебания диффузного громкоговорителя во время работы приемника. A. только 1; Б. только 2; В. 1 и 2; Г. 4 ни 1, ни 2; 3.Какие из перечисленных ниже колебаний являются вынужденными? 1) колебания груза на нити, один раз отведенного от положения равновесия и отпущенного; 2) колебания качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле. А.1 и 2; Б. только 1; В. только 2; Г. ни 1, ни 2; Д. нет верного ответа. 4.Как меняется скорость тела по мере его приближения к положению равновесия? А. Уменьшается; Б. Увеличивается; В. Остается неизменной; 5. Какие из перечисленных ниже колебательных систем являются маятниками? 1) движение качелей; 2)тело, подвешенное на нити; 3) тело, подвешенное к пружине. А. только 1; Б. только 2; В. только 3; Г. 2 и 3; Д. 1и 2. Ответ: 1. А 2. А 3. В 4. Б 5. Г
Величины, характеризующие колебательное движение План изучения 1. Понятие амплитуды колебаний. 2. Период колебаний. 3. Частота колебаний. 4. Фаза колебаний.
(А) – наибольшее (по модулю) отклонение тела от положения равновесия [м]. Амплитуда колебаний (А) – наибольшее (по модулю) отклонение тела от положения равновесия [м]. Рисунок 54 учебника
Период колебаний ( Т )- минимальный промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание. Измеряется в СИ в секундах ( 1с). Первыми учеными, изучавшими колебания, были Галилео Галилей ( ) и Христиан Гюйгенс ( ). (Полагают, что соотношение между длиной маятника и временем каждого качания открыл Галлилей. Однажды в церкви он наблюдал, как качалась огромная люстра, и засекал время по своему пульсу. Позже он открыл, что время, за которое происходит один взмах, зависит от длины маятника - время наполовину уменьшается, если укоротить маятник на три четверти.)
Знания, не рожденные опытом, матерью всей достоверности, бесплодны, и полны ошибок Леонардо да Винчи
Частота колебаний (ν) - число полных колебаний за единицу времени. В СИ измеряется в герцах (Гц). Единица измерения названа так в честь известного немецкого физика Генриха Герца ( ). 1 Гц – это одно колебание в секунду. Примерно с такой частотой бьется человеческое сердце. Слово «херц» по-немецки означает «сердце». Период и частота колебаний связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью:
Пружинный маятник Пружинный маятник
Фаза колебаний - физическая величина, определяющая смещение x в данный момент времени. Измеряется в радианах (рад). В любой момент времени скорости маятников направлены в противоположные стороны. ….. В противоположных фазах Скорости направлены в разные стороны. … В разных фазах Скорости направлены одинаково. … В одинаковых фазах
Величины, характеризующие колебательное движение: Амплитуда колебаний (А) – наибольшее (по модулю) отклонение тела от положения равновесия [м]. Период колебаний (Т) - минимальный промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание. (с) Частота колебаний (ν) - число колебаний в единицу времени. (Гц) Фаза колебаний - физическая величина, определяющая смещение x в данный момент времени, (рад).
физкультминутка Закрыть глаза. Поморгайте сомкнутыми веками. Зажмуривания глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение. Положение - сидя или стоя. Длительность секунд. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно, чувствуя напряжение глазных мышц, переведите глаза в крайнее левое положение. Медленно, с напряжением, переведите глаза вправо. Повторите упражнение 10 раз. старайтесь не щуриться; следите за тем, чтобы веки не подрагивали; напряжение глазных мышц не должно быть чрезмерным; со временем они укрепятся, и их двигательные возможности улучшатся. В течение 5 секунд смотрите обоими глазами на переносицу. Расслабьтесь. Обоими глазами смотрите на кончик носа до появления легкой усталости.
Ум заключается не только в Знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель 1. Определите амплитуду колебаний 2. Решение задач: Упражнение 24 2, 5
Домашнее задание: § 26 Упр. 24 (3, 6) Упр. 24 (3, 6) Подготовиться к лабораторной работе 3 Способности, как мускулы, растут при тренировке. В.А.Обручев
Величины, характеризующие колебательное движение: Амплитуда колебаний (А) – Период колебаний (Т) - Частота колебаний (ν) Фаза колебаний наибольшее (по модулю) отклонение тела от положения равновесия [м]. минимальный промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание. (с) число колебаний в единицу времени. (Гц) - физическая величина, определяющая смещение x в данный момент времени, (рад).