При разделе мира после свержения отца титана - кроноса и матери реи Зевс забрал себе небо, Посейдон море, а Аид подземное царство; землей братья договорились править вместе. Аид сам охранял свое царство теней. Он объезжал его на золотой колеснице, запряженной черными конями. Аид был очень богат потому что владел всеми драгоценными камнями и рудами в недрах земли. Он был богат еще и потому, что получал дары от родственников за души умерших. В переводе с древнегреческого аид означает невидимый, потому что редко кому из живых удалось его увидеть.
Река Стикс Стикс - река мертвых. она символизировала первобытный ужас и мрак из которого возникли первые живые существа. Но эта река была способна не только приносить смерть, но и наделять невероятной силой, так она сделала ахилла непобедимым воином, которого в детстве искупали в этой реке. Река забвения Лета, всего один глоток из которой лишал памяти и растворял воспоминания. Все умершие были обязаны испить из нее. Лишь немногие избранные могли избежать такой участи. Отсюда и выражение «кануть в Лету», означающее забвение и полное исчезновение. Река Лета
Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), на шее которого двигались, с грозным шипением, змеи. Он никому не позволял вернуться в мир живых.
Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, никогда не провез ни одной души туда, где светило солнце и слышался смех. он получал плату один обол за переправу душ только от тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывала живому человеку путь в царство смерти.
Властитель подземного царства Аид восседал на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служили неумолимые богини мщения Эриннии. У трона Аида сидели судьи царства умерших - Минос и Радаманф. Возле трона стоял бог смерти Танатос, с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Рядом с Танатосом - мрачные Керы. Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос - брат-близнец Танатоса. Над всеми привидениями и чудовищами властвовала великая богиня Геката.
Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир своего дяди Гелиоса - бога Солнца - и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца.
Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства. Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве.
Убитая горем Деметра отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне, Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса,
Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех пор так и повелось. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса пробуждает природу, наливает все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте.
В плену царства Аида томится Тантал · герой, сын Зевса и Плуто. Пользуясь благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодарностью. Чтобы испытать всеведение богов, Тантал пригласил их к себе и в качестве угощения подал им мясо своего убитого сына Пелопа. За свои преступления Тантал был наказан в подземном царстве вечными мучениями: стоя по горло в воде, он не может напиться, так как вода тотчас отступает от губ; с окружающих его деревьев свисают отягощенные плодами ветви, которые вздымаются вверх, как только Тантал протягивает к ним руку. Над его головой нависает скала, ежеминутно грозящая падением.
Так же в плену царства Аида находится Сизиф-сын бога повелителя всех ветров Эола. Никто во всей Греции не мог равняться по коварству,хитрости и изворотливости ума с Сизифом. Когда к нему пришел бог смерти Танат, чтобы забрать в царство Аида, то Сизиф, обманул его и заковал Таната в оковы. Перестали тогда на Земле умирать люди, перестали приносить и жертвы подземным богам. Нарушился на Земле порядок, заведенный Зевсом. Освободить из оков Сизифа бога Таната смог только бог войны – Арес. Только после этого Танат смог забрать Сизифа в царство Аида. Но и тут смог помочь себе хитрый Сизиф. Он приказал своей жене не погребать его тело и не приносить жертвы подземным богам.
Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв, пока не приблизился к их трону Сизиф и сказал – О великий Аид, отпусти меня на светлую землю. Я велю жене принести тебе богатые жертвы и вернусь обратно в царство теней. Сизиф не вернулся в царство Аида а остался во дворце своем и пышно пировал, радуясь, что он один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства. Снова явился Танат во дворец Сизифа и забрал навсегда его душу. Тяжкое наказание несет Сизиф за все коварства и обманы которые совершил на земле. Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору огромный камень. Все ближе вершина. Еще усилие и будет окончен тяжелый труд Сизифа, но вырывается из рук камень и с шумом катится в низ, снова принимается Сизиф за работу и никогда не может достигнуть цели- вершины горы. Отсюда и появилось выражение «сизифов труд».