«Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений». Реуцкая Елена Борисовна МОУ СОШ с. Верхнемарково Усть – Кутский район
Контингент учащихся, нуждающихся в логопедической помощи
Цель: теоретическо - практическое изучение условий, задач и содержания работы воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей ДОУ.
Объект исследования: логопедическая работа в детском саду с детьми с речевыми нарушениями. Предмет исследования: - диагностика; - коррекция; - планирование и программное обеспечение; - условия эффективности логопедической работы.
Гипотеза исследования: преодоление речевого недоразвития, посредством логопедической работы. Создание условий: - предметно-развивающая среда, - речевая среда, - особый режим работы, - фронтальные и индивидуальные формы, - профессионализм логопеда, воспитателя. - Системность, целенаправленность, поэтапность работы.
Задачи исследования: 1) проанализировать теоретические основы логопедической работы в ДОУ; 2) дать теоретическое обоснование условий и содержания работы в ДОУ; 3) обеспечить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с речевыми нарушениями; 4) осуществить экспериментальное изучение речи дошкольников; 5) предложить рекомендации воспитателям ДОУ.
Методы исследования: - теоретический анализ; - эксперимент; - наблюдения воспитателя, логопеда; - логопедическое обследование; - беседы с детьми, педагогами ДОУ, родителями; - изучение медицинской и психолого- педагогической документации.
Занятия по ИЗО деятельност и (воспитатель ИЗО) Режимные моменты (воспитатели группы) Занятия по коррекции психических процессов (педагог- психолог) Занятия по физкультуре (инструктор по ФИЗО) Занятия по коррекции и развитию речи Занятия по экологии воспитатель Занятия по ознакомлению с окружающим, развитие связной речи, математике (воспитатели группы) Дошкольник Муз. занятия, праздники, развлечения (музыкальный руководитель)
Интеграционная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя Планирование работы воспитателя совместно с логопедом Вечерние логопедические занятия воспитателя Присутствие воспитателя на фронтальных занятиях логопеда Коррекционная работа воспитателя над речью детей в процессе занятий Методические консультации и МО логопеда для воспитателя Осуществление воспитателем связи логопеда с родителями Максимальное обогащение речевой практики детей в процессе режимных моментов Контроль воспитателя за речью детей в свободное время Занятия по развитию речи
Коррекционно-речевая работа воспитателя ДОУ определяется: - современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками; - составом детей; - сложностью речевой деятельности; - наличием недостатков и отклонений в речевом развитии детей.
Воспитатель должен знать: - основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников; - понимать особенности произносительной и лексико- грамматической сторон речи; - учитывать речевые возможности каждого ребёнка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
1 этап: 1) Уточнить объём и качественный состав пассивного и активного словаря у детей; 2) Выявить способность детей понимать и употреблять по значению слова; 3) Определить уровень звукопроизношения у детей; 4) Выявить навыки связной речи.
2 этап: коррекционно-развивающая работа с детьми по программе, адекватной структуре речевых нарушений. 3 этап: контрольный эксперимент.
Диагностика дошкольников