Портрет императрицы Екатерины Портрет императрицы Екатерины I Иван Никитин
Иван Никитич Никитин И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту ( а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквах ), Никитин быстро занял прочное положение при дворе.
В ранних ( до 1716 г.) работах художника (" Портрет царевны Прасковьи Иоанновны ", 1714; " Портрет царевны Натальи Алексеевны ", " Портрет царицы Прасковьи Федоровны ", оба не позднее 1716) ощутима связь с парсунами - русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное - от этих портретов остается ощущение какой - то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
Портрет царевны Прасковьи Иоанновны Портрет царевны Натальи Алексеевны
В гг. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии, совершенствует свое мастерство в Венеции и Флоренции. Из Италии Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности : общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Таковы " Портрет канцлера Г. И. Головкина " (1720- е ) и знаменитый " Портрет Петра I" ( в круге, начало х ); правда, принадлежность последнего кисти Никитина иногда оспаривается. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи - рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726).
Портрет барона С.Г. Строганова
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. " Петр I на смертном ложе " - в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Композиция построена так, что подчеркнут масштаб фигуры ( в прямом и переносном смысле ) умершего и одновременно внимание зрителя концентрируется на его лице.
Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является " Портрет напольного гетмана " (1720- е ). Портрет решен очень просто. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный деятель, формально - глава Украины. Удивительно, но по - своему символично : мы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца.
В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом ( протопопом Архангельского собора в Москве ) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице - президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод : родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где - то на пути к ней.
КОНЕЦ