Урок - размышление История 9 класс Российская Федерация МОУ « Гимназия 5» г. Брянска Учитель общественных дисциплин высшей категории Акинщикова Ирина Витальевна
Шоа ( Холокост ) – это « наша » память, но это и часть « вашего » наследия. Симона Вайль, бывшая узница Освенцима
Холокост Геноцид еврейского народа 1933 – 1945 гг.
Уничтожено: 58% евреев – 6 млн. человек 30% цыган – 200 тыс. человек 25% белорусов 10% поляков 3 млн. советских военнопленных
Планы фашистской Германии 1.Уничтожение неполноценных рас 2. Уничтожение политических оппонентов 3. Расширение « жизненного пространства »
Шесть миллионов – и каждый в отдельности. Это – память, противящаяся забвению. Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ « КОГО - ТО », ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Это – убеждение : НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ « КОГО - ТО », ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ. Михаил Гефтер. « Эхо Холокоста »
Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за католиками. Я молчал – ведь я не был католиком. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь, за меня заступиться. Мартин Нимеллер
« Когда люди забывают ужасы прошедшей войны, начинается новая война »
Социологический опрос : 1. Знаете ли вы, что такое Холокост ? Учащиеся гимназии (9 – 11 класс ) 147 человек : « да » – 53% « нет » – 47% Взрослые ( жители Московского м / р ) 486 человек : « да » – 62% « нет » – 38%
Январь 2000 г. Стокгольм Швеция Международная конференция о Холокосте Декларация Стокгольмского Международного форума по Холокосту
Вопросы к тексту : Как документ объясняет необходимость памяти о Холокосте и принятие этой Декларации ? Какие обязательства берет на себя международное сообщество ? Что, на ваш взгляд, сделало бы этот документ более действенным ?
Когда отмечается Международный День памяти жертв Холокоста ? 27 января Почему, устанавливая этот памятный день, Генеральная Ассамблея ООН выбрала именно эту дату ?
КСЕНОФОБИЯ ФАШИЗМ ( РАСИЗМ ) АНТИСЕМИТИЗМ ГЕНОЦИД ( ХОЛОКОСТ )
История Холокоста 1933 г. – Бойкот еврейских предприятий по всей Германии, сожжение произведений еврейских авторов и антинацистских книг г. – Нюрнбергские законы : Гражданином может быть лишь тот, кто обладает « германской или родственной ей кровью ». Евреи и цыгане не могут быть гражданами Рейха г. – Хрустальная ночь : Первая массовая акция насилия над евреями в Германии 1939 – 1945 гг. – Вторая мировая война : Создание гетто. Массовые расстрелы. Лагеря смерти г. – Программа окончательного решения еврейского вопроса.
Учёные высказывают разные мнения о причинах, почему такое масштабное и уникальное уничтожение людей вообще стало возможным. Особенно много вопросов возникает в связи с участием в этом процессе миллионов немецких граждан : Даниэль Гольхазен в своей докторской диссертации на эту тему под названием « Добровольные палачи Гитлера » ( англ. Hitler`s Willing Executioners) утверждает, что главная причина Холокоста антисемитизм, выросший на почве ксенофобии и свойственный на тот момент немецкому массовому сознанию. Аналогичного мнения придерживается один из ведущих специалистов по холокосту Иегуда Бауэ. Немецкий историк и журналист Гёц Али утверждает, что поддержку политики геноцида нацисты получили в результате того, что отнятое у жертв преследования имущество было присвоено рядовыми немцами. Немецкий психолог Эрих Фромм объяснял Холокост присущей всему биологическому роду человека злокачественной деструктивностью.
Социологический опрос : 2. Какие чувства у вас вызывают мигранты ? Учащиеся гимназии Взрослые ( жители (9 – 11 класс ): Московского м / р ) : - « уважение » 6% 8% - « сочувствие » 11% 19% - « раздражение » 18% 20% - « неприязнь » 26% 21% - « страх » 7% 7% - « не вызывают никаких чувств » 32% 25%
Социологический опрос : 3. Как вы относитесь к тому, чтобы мигранты селились в вашем микрорайоне ? Учащиеся гимназии Взрослые ( жители (9 – 11 класс ): Московского м / р ): - « положительно » 11% 9% - « безразлично » 22% 36% - « отрицательно » 37% 35% - « затрудняюсь ответить » 30% 20%
Толерантность – терпимость к другому мнению, образу жизни, признание за другими права быть иными 16 ноября Международный день толерантности
« О каждом народе нужно судить по его вершинам, а не по низинам. О немецком народе нужно судить по его великим философам, мистикам, музыкантам, поэтам, а не по прусским юнкерам и лавочникам. И о еврейском народе, народе религиозного призвания, нужно судить по пророкам и апостолам, а не по еврейским ростовщикам. Каждый волен иметь свои национальные симпатии и антипатии. Есть люди, которые не любят немцев, поляков или румын. Тут ничего поделать нельзя, к любви нельзя принудить и трудно подавить безотчётную антипатию. Но ненависть к целому народу есть грех, есть человекоубийство, и ненавидящий должен нести ответственность ». Николай Бердяев « Христианство и антисемитизм » 1938 г.