Истоки богатства и выразительности родной речи Истоки богатства и выразительности родной речи
Цель урока : Отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических и лексических средств в художественном тексте ; Проверить умение учащихся выявлять языковые средства выразительности, использованные в художественном тексте ; Продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.
Авторские неологизмы Громадье Молоткастый Серпастый Веселютик В. Маяковский А. Блок Л. Петрушевская М. Яснов
Тропы ЭПИТЕТ МЕТАФОРА ГИПЕРБОЛА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ
Типы речиОсобенности типа
Сфера употребления Типы речиОсобенности
ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ Тип речи Особенности типа речи
Языковые особенности Стиль речиОсобенности стиля
ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА Тип речиОсобенности типа речи
Тропы
Эпитет - художественное определение предмета или явления Седые волосы - определение Серебряные седины – эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза - белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод : эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдован Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью пуховой. Сон употреблено в переносном значении : речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь - это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.
ВЫВОД : В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕТАФОРЫ ПОМОГАЮТ ЯРКО ИЗОБРАЗИТЬ КАРТИНУ, ВЫЯСНИТЬ СХОДСТВО В НЕПОХОЖИХ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ЯВЛЕНИЯХ И ПЕРЕДАТЬ МЫСЛЬ АВТОРА И ЭМОЦИЮ.
Олицетворение - это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2) Солнце село, день прошёл, скрипка поёт … 3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Вывод : олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.
Метонимия - употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. 1) Съел целую тарелку супа - съел налитый в тарелку суп. 2) Читал Пушкина - произведение, написанное писателем. 3) Недаром помнит вся Россия ( люди, которые живут ) Про день Бородина ! ( великая битва 1812 года ) 4) Волка ноги кормят ( часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия ) Вывод : благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.
Антитеза - противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном. 2) Рассказ Чехова « Толстый и тонкий ». 3) Где стол был яств, там гроб стоит. Вывод : антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
Синекдоха - употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями ( множественное единственное, часть - целое, определённое - неопределённое количество.) 1) Рука бойцов колоть устала - ед. ч. вместо мн. ч. армия 2) Одну минуточку - 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3) Москва подписала договор с Парижем – вместо договора между государствами называем столицы 4) Сколько лет, сколько зим - называется неопределённое количество вместо определённого Вывод : синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
Гипербола - художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод : гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.
Инверсия - необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово. 1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов Тамара в театр пошла - инверсия 2) Вот к пальмам подходит, шумя, караван : В тени их весёлый раскинулся стан … 3) Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной … Вывод : инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.
Повтор - повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор : клянусь, днём синтаксический повтор : Вывод : повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
Риторический вопрос и риторическое восклицание - изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1) Из повести Гоголя « Майская ночь »: « Знаете ли вы украинскую ночь ? О, вы не знаете украинской ночи !» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля ! Я предан вам душой. Вывод : риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.
Текстоведческий анализ Тема текста – « Вечер на Атлантическом океане » Основная мысль – Тропические океаны на Атлантическом океане прелестны : в этих широтах не бывает бурь и ураганов и океан восхищает своим торжественным безмолвием Тип речи – описание Стиль - художественный
Для создания художественного образа автор использует тропы : Эпитеты - прелестного ( вечера ), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно - нежному ( небосклону ), перистыми ( облачками ), жгучий и ослепительный ( шар солнца ), радостным ( блеском ), холмистую ( поверхность океана ), беспредельную ( даль ), могучие светло - синие ( волны ), серебристыми ( верхушками ), ласковым, почти нежным ( ропотом ), вековечный старик – океан ;
Метафоры Золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди ; Олицетворения – Нагоняя одна другую ( о волнах ), находится в добром расположении духа ( океан ), бережно несет, не угрожая ( об океане ); Сравнения Облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашептывает ( о ропоте волн ), словно заботливый, нежный пестун ( об океане )
Итог урока ( философская минутка ) Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно - выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности. Г. Солганик