Шиков Х.Т., МБОУ «СОШ с. Заветное» Не бойся, но опасайся
План урока: План урока: 1.Ураганы и бури, причины их возникновения. 2.Последствия ураганов и бурь.
знать опасные ветровые метеорологические явления;знать опасные ветровые метеорологические явления; уметь предвидеть их и правильно классифицировать;уметь предвидеть их и правильно классифицировать; продолжить формирование навыков исследовательской деятельности при самостоятельной работе с учебником;продолжить формирование навыков исследовательской деятельности при самостоятельной работе с учебником; использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности в жизни.использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности в жизни. Цели:
Атмосфера и погода Атмосфера – самая легкая и наиболее подвижная оболочка Земли. Непрерывно в атмосфере меняется температура, давление, влажность Взаимодействие воздушных масс приводит к образованию различных метеорологических явлений, которые определяют погоду. Погода – это состояние атмосферы в данном месте и в данное время. Перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого называется ветром.
Наиболее опасные природные явления метеорологического происхождения связаны с высокой скоростью перемещения воздушных масс. Это ураганы и бури, которые приводят к чрезвычайным ситуациям.Наиболее опасные природные явления метеорологического происхождения связаны с высокой скоростью перемещения воздушных масс. Это ураганы и бури, которые приводят к чрезвычайным ситуациям. Происхождение Холодный фронт в разрезе
Причиной возникновения урагана и бури является образование в атмосфере циклонов. Скорость перемещения урагана определяется скоростью перемещения циклона. (Заметим: циклоны, возникающие в Атлантическом океане, называют ураганами, а циклоны, возникающие в западной части Тихого океана, называются тайфунами.)Причиной возникновения урагана и бури является образование в атмосфере циклонов. Скорость перемещения урагана определяется скоростью перемещения циклона. (Заметим: циклоны, возникающие в Атлантическом океане, называют ураганами, а циклоны, возникающие в западной части Тихого океана, называются тайфунами.) Причина
Циклон – это область пониженного давления в атмосфере. В северном полушарии воздух внутри циклона движется против часовой стрелки.
Среди сильных ветров выделяют:Среди сильных ветров выделяют: Ураган - это ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/с. Многолетние метеонаблюдения показывают что скорость ветра при ураганах достигала в большинстве районов европейской части России м/с, а на Дальнем Востоке - 6090 м/с и более.Ураган - это ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/с. Многолетние метеонаблюдения показывают что скорость ветра при ураганах достигала в большинстве районов европейской части России м/с, а на Дальнем Востоке - 6090 м/с и более. Буря - это ветер, скорость которого меньше скорости урагана. она достигает м/с. (Отметим, что кратковременное усиление ветра до скорости м/с называется шквалом.)Буря - это ветер, скорость которого меньше скорости урагана. она достигает м/с. (Отметим, что кратковременное усиление ветра до скорости м/с называется шквалом.) Явления
Первичные – это скоростной напор ветра, срывающий крыши с домов, обрывающий линии электропередач, разрушающий легкие постройки, переносящий на большое расстояние автомобили, легкие дома, животных и людей.Первичные – это скоростной напор ветра, срывающий крыши с домов, обрывающий линии электропередач, разрушающий легкие постройки, переносящий на большое расстояние автомобили, легкие дома, животных и людей. Вторичные – оползни, сели, наводнения, пожары.Вторичные – оползни, сели, наводнения, пожары. Поражающие факторы ураганов:
Последствия ураганов и бурь: Ураганы и бури вызывают значительные разрушения, наносят большой материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам. Ураганный ветер сносит легкие строения, обрывает провода линий электропередач, ломает и вырывает с корнями деревья. Люди, попавшие в зону урагана, могут погибнуть или получить травмы различной тяжести.
Ураганные ветры в циклоне могут возникнуть в любое время года, но подавляющее большинство циклонов, проходящих по территории России, приходится на август - сентябрь.Ураганные ветры в циклоне могут возникнуть в любое время года, но подавляющее большинство циклонов, проходящих по территории России, приходится на август - сентябрь. Сезон ураганов
Смерч - это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли, в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.Смерч - это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли, в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Иными словами, смерч представляет собой сильный вихрь в виде воронки, спускающейся от нижней границы облаков.Иными словами, смерч представляет собой сильный вихрь в виде воронки, спускающейся от нижней границы облаков. Смерч
В горизонтальном сечении смерч представляет собой ядро, окруженное вихрем, в котором имеются восходящие потоки воздуха, движущиеся вокруг ядра и способные поднимать (всасывать) любые предметы, вплоть до железнодорожных вагонов массой до 13 т. Подъемная сила в смерче зависит от скорости ветра, вращающегося вокруг ядра. В смерче имеются также сильные нисходящие потоки.В горизонтальном сечении смерч представляет собой ядро, окруженное вихрем, в котором имеются восходящие потоки воздуха, движущиеся вокруг ядра и способные поднимать (всасывать) любые предметы, вплоть до железнодорожных вагонов массой до 13 т. Подъемная сила в смерче зависит от скорости ветра, вращающегося вокруг ядра. В смерче имеются также сильные нисходящие потоки. Строение
Разрушения, производимые смерчем, обусловлены большим скоростным напором воздуха, вращающегося внутри воронки с большой разностью давлений между периферией и внутренней частью воронки из- за огромной центробежной силы.Разрушения, производимые смерчем, обусловлены большим скоростным напором воздуха, вращающегося внутри воронки с большой разностью давлений между периферией и внутренней частью воронки из- за огромной центробежной силы. Последствия смерча
Зонывозможного образования смерчей в России Зоны возможного образования смерчей в России
Ветровая шкала Бофорта Фрэнсис Бофорт ( ), английский военный гидрограф и картограф, контр- адмирал, в 1806 г. предложил оценивать силу ветра по его воздействию на наземные предметы и по волнению моря; для этого он разработал условную 12-балльную шкалу.
1.Ураган – это ветер, скорость которого составляет более … 2.Основной поражающий фактор урагана: … 3.Ураганы сопровождаются: …. 4.Последствия ураганов: …. 5.Буря – это ветер, скорость которого находится в пределах от … до … Продолжите предложения:
а) возникает вследствие боевых действийа) возникает вследствие боевых действий б) возникает вследствие хозяйственной деятельности человекаб) возникает вследствие хозяйственной деятельности человека в) возникает вследствие циклонической деятельностив) возникает вследствие циклонической деятельности г) возникает вследствие повышения солнечной активностиг) возникает вследствие повышения солнечной активности Тест 1. Каковы причины возникновения урагана?
а) приводит к возникновению цунамиа) приводит к возникновению цунами б) приводит к гибели людей и животныхб) приводит к гибели людей и животных в) разрушает строения, линии связи и ЛЭПв) разрушает строения, линии связи и ЛЭП г) повреждает транспортные коммуникации и мостыг) повреждает транспортные коммуникации и мосты Тест 2. Каковы последствия действия урагана на суше?
а) наводнения, цунамиа) наводнения, цунами б) торфяные пожарыб) торфяные пожары в) ураганы, бури, смерчив) ураганы, бури, смерчи г) все ответы верныг) все ответы верны Тест 3. Какие ЧС относятся к ситуациям метеорологического характера?
а) шторма) шторм б) бризб) бриз в) циклонв) циклон г) ураганг) ураган Тест 4. Ветер скоростью до 13 м/с называется:
а) ветра и верхнего слоя Землиа) ветра и верхнего слоя Земли б) воды и атмосферного давленияб) воды и атмосферного давления в) атмосферного давления и ветрав) атмосферного давления и ветра г) ветра и водыг) ветра и воды Тест 5. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
Тест 6. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями: Ураган (тайфун) Буря Смерч Сильный атмосферный вихрь, обладающий большой разрушительной силой, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и продолжительный ветер
Из слова «АНЕМОМЕТР» (Анемометр – это прибор для измерения скорости ветра) составьте как можно больше слов, используя буквы данного слова.Из слова «АНЕМОМЕТР» (Анемометр – это прибор для измерения скорости ветра) составьте как можно больше слов, используя буквы данного слова. Читать параграф 3.1 (стр. 74 – 81)Читать параграф 3.1 (стр. 74 – 81) Домашнее задание