«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов
В журнале «Отечественные записки» опубликованы: 1839 г. – «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и «Фаталист» начало 1840 г. – «Тамань» апрель 1840 г. – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» 1841 г. – Предисловие ко всему роману (2-е издание)
«Герой нашего времени» – это «история души человеческой». Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.
Композиция романа Сюжетный порядок Хронологический (фабульный) порядок Предисловие (1841) ко всему роману12 «Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера – повествователя с Максимом Максимычем. Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Переезд через Крестовый перевал Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера - повествователя «Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным С включением сообщения о том, что Печорин умер Предисловие к «Журналу Печорина» История до того, как Печоринр попал на Кавказские минеральные воды 1 «Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью2 «Княжна Мери» Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости 3 «Фаталист» История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы 4
сюжет фабула 1. Предисловие к роману 1. Предисловие к «Журналу Печорина» 2. «Бэла» 2. «Тамань» 3. «Максим Максимыч» 3. «Княжна Мери» 4. Предисловие к «Журналу 4. «Фаталист» Печорина» 5. «Тамань» 5. «Бэла» 6. «Княжна Мери» 6. «Максим Максимыч» 7. «Фаталист» 7. Предисловие к роману
максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; проследить историю его внутренней жизни; образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия; при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию
Повествователи в романе Максим Максимыч: излагает внешние события, при этом не понимая Печорина. Офицер – рассказчик: человек его круга, писатель, он лишен сочувствия к Печорину, дает его объективное описание со стороны. Печорин о себе в «Журнале»: бесстрашно, не стараясь ни в чем себя оправдывать, анализируя свои мысли и поступки.
Жанры составляющих частей романа «Бэла» и «Княжна Мери» - повести. «Тамань»– новелла. «Максим Максимыч» и «Фаталист» – рассказы. Повесть – литературный жанр описательно-повествовательного характера, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя. Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета, изображающее один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой. Новелла - близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.
Система «двойников» в романе Грушницкий Печорин Вернер позёр, шут трагическая, циник страдающая фигура
Эволюция героя Печорин полон жизни, энергии, способен «Тамань» на сочувствие Активно добивается цели, «Княжна Мери» сострадает. Ищет спасения в любви, «Бэла» добивается, но… Не дорожит ни своей, «Фаталист» ни чужой жизнью. Не способен на элементарное «Максим Максимыч» движение к человеку «… и умер где-то в Персии»