Н АСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ Учитель высшей категории Смагина Ольга Павловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели урока: Развитие и закрепление знаний генетических основ и умение их использовать для решения генетических задач; Повторить тему: «Кровь»; Раскрыть.
Advertisements

Группа крови Учимся вычислять группу крови по группе крови родителей.
Кодоминирование - участие обоих аллелей в определении признака у гетерозиготной особи, сочетание в генотипе нескольких аллелей одного гена. Группы крови.
Решение задач по генетике с использованием 1 и 2 законов Менделя Лекция 8 Julia Kjahrenova 1.
Наследование групп крови человека. Аллельные гены- ? Назовите известные типы взаимодействия аллельных генов Актуализация опорных знаний.
Наша группа работала над вопросом : Как осуществляется переливание крови? И мы выдвинули следующую гипотезу: Для того, что бы перелить кровь нужно знать.
L/O/G/O Автор презентации: НЕДОРУБОВА Ирина Валентиновна, учитель биологии МКОУ «Новосёлковская основная общеобразовательная школа» Гаврилово-Посадского.
Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Группы крови. Переливание крови.
Знакомство с последними научными достижениями в области генетики человека Консультативная помощь по запросу гражданина Иванова С. А. Оперативное решение.
О ЧЕМ РАССКАЖЕТ КАПЛЯ КРОВИ? Кровь вид соединительной ткани, или, образно говоря, жидкая ткань. Она составляет около 7 процентов от массы тела. У взрослого.
Никогда он не растет так быстро Урок 4. Определение группы крови и резус-фактора плода Наследование групп крови у человека (система AB0) Мать Отец ГруппаIIIIIIIV.
Выполнила: Мухтарова Г. Группа: ОМ Проверила: Кулыкбаева А.Р.
Тканевая жидкость, иммунитет, кровь, фагоцитоз, эритроциты, лимфа, тромбоциты, фибриноген, фагоциты, гемоглобин, лейкоциты, плазма, кровь, лимфоцит.
Генеалогический метод генетики человека. Составление и анализ родословных Практическая работа.
Внутренняя среда организма. Форменные элементы крови Назовите клетки крови.
(Решение задач по генетике как метод формирования ключевых компетенций)
Биологический диктант Закономерности наследственности и изменчивости изучает …. Закономерности наследственности и изменчивости изучает …. Основоположником.
ГРУППЫ КРОВИ ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ Автор учитель биологии МОУ «СОШ 4 г. Ртищево Саратовской области» г. Ртищево Саратовской области» Калюгина Н.В. Калюгина.
Отработка темы в рамках подготовки к ЕГЭ. Материал подготовлен учителем биологии МОУ СОШ 1 Парамзина С. И.
Переливание крови Сергеев, Рощупкина Илья Елена 8 «Б» класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа 30» Руководитель Поляничко Л.Д., учитель биологии Prezentacii.com.
Транксрипт:

Н АСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ Учитель высшей категории Смагина Ольга Павловна

К ОДОМИНИРОВАНИЕ – ОТСУТСТВИЕ ДОМИНАНТНО - РЕЦЕССИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ Наследование групп крови зависит от трёх аллельных генов (А,В,О), но у каждого человека их может быть только два. Они комбинируются в диплоидных клетках по два и могут образовывать 6 генотипов. При этом нет ни доминантного, ни рецессивного. А = В = О

Г РУППЫ КРОВИ Группа (фенотип) ГенотипДанные по Европе I (О) ОО 46% II (А)АА, АО 42% III (В) ВВ, ВО 9% IV(АВ) АВ 3%

С ХЕМА СОВМЕСТИМОСТИ ГРУПП КРОВИ ПРИ ПЕРЕЛИВАНИИ Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании. III IV II I

С КЛЕИВАНИЕ ЭРИТРОЦИТОВ ПРИ НЕПРАВИЛЬНОМ ПЕРЕЛИВАНИИ КРОВИ

R H – ПОНЯТИЕ О РЕЗУС - ФАКТОРЕ Наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержится белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh «-» – людям следует переливать только в Rh «-» кровь, т.к. при попадании в кровь Rh + белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh -, а плод развивается Rh + – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи). Rh – резус-фактор, открыт Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась нобелевская премия.

З НАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГРУППАХ КРОВИ Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови. Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение: а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах б) определение отцовства в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)

З АДАЧА У матери I группа крови,а у отца IV. Может ли ребёнок унаследовать группу крови своего отца? решение мать : I – OO отец : IV – AВ дети ? Р ОО × АВ G О А, В F1 АО(II), ВО(III) Ответ : не может

З АДАЧА В родильном доме перепутали двух детей. У одного ребёнка I группа крови, а у другого – II группа. Анализ показал,что одна пара родителей имеет I и II группы, а другая –II и IV группы. Определите родителей обоих детей. решение Р (1) ОО × АА (АО) G О А (А, О) F 1 АО(II), OO(I) Могут быть родителями и одного и другого ребёнка Р(2) АО(АА) × АВ G А, О А, В F 1 АА, AB, AO, BO (II) (IV) (II) (III) Ребёнка с I группой у этой пары быть не может, значит их малыш имеет II группу крови.

З АДАЧА Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу крови, утверж- дая, что он отец ребёнка. У ребёнка I группа. Какое решение должен вынести суд? решение Р В О(ВВ) × ОО G В, О О F 1 ВО(III), OO(I) Ответ: мужчина может являться отцом ребёнка, также как и другой человек с такой же группой крови.

ЗАДАЧИ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1 вариант 1) Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) 2) Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (2) 3) Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? (3) 4) Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3) 5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5) 2 вариант 1) Мать имеет вторую группу крови (гомозигота), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) 2) Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови? (2) 3) Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя? (3) 4) Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям? (3) 5) У матери первая группа крови с положительным резус- фактором(гетерозигота), у отца – вторая(гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)

Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ А) У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен. Б) У матери + резус-фактор (она гомозиготна), а у отца - резус фактор. Какой резус-фактор может быть у их детей. В) Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя? Г) Придумать свою задачу на группы крови и оформить ее на отдельной карточке. Д) Решить кроссворд.