МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 5 РЯБИНКА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КЫЗЫЛА Система контроля в ДОУ Составила старший воспитатель: Панышева Ю.С. Кызыл 2011
Нормативно-правовая база Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 7 февраля 2001 г «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 г. 236/23-16 «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 июня 1998 г. 33 «О работе с рекомендациями об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ» - Инструкция Министерства образования РФ от 4 июня 1998 года «О порядке инспектирования
Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования. Скоролупова О.А.
ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ Сравнение результатов работы с нормативными требованиями; Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ; Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи; Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения; Выявление и обобщение передового педагогического опыта.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ - Контроль необходимо планировать - Создание единой системы контроля всех направлений деятельности ДОУ - Контроль и его итоги должны быть гласными в процессе контроля важно выявить причины, вызывающие недостатки - Контроль должен быть направлен на поиск положительного опыта - Своевременность и выполнение рекомендаций контроля оказание помощи в реализации рекомендаций - Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач образовательного программы и годовых задач ДОУ
АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ Постановка целиВыбор объекта контроля Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений ч Проверка исполнения рекомендацийСбор и обработка информацииОпределение субъекта (кто проверяет);Планирование контроля
Контроль за развитием ДОУ (Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская) Внешний вВлючает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ Внутрисадовский Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно- педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ – педагогический процесс, его содержание и результаты. ВИДЫ КОНТРОЛЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ По времени (В.П. Симонов) Предварительный Цель – предотвратить возможные ошибки, способствовать предупреждению возможных сбоев еще до начала процессов, улучшению деятельности сотрудников Текущий Цель – выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными стандартами и нормами. Отсроченный Последующий (вторичный) Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу,
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЯ: По содержанию проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно- правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д. Тематический направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов. С его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно Оперативный
По содержанию предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом Фронтальный проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп илидвух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения занятий, режимных моментов, игр, качества знаний, умений и навыков детей. Сравнительный это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов. Самоконтроль
Оперативный контроль ПредупредительныйПерсональныйСравнительный
Вопросы контроляМетоды контроляОтветственные ЗУН Наблюдения Беседа Анализ детских работ Анализ результатов обследования детей Итоговые занятия _____________________ Планирование работы Взаимоконтроль Самоанализ Анализ В-О планов по изучаемому вопросу _____________________ Создание условий Наблюдение Анализ предметно-развивающей среды _____________________ Оценка профессионализма воспитателй Наблюдения Собеседование Анализ В-О планов по изучаемому вопросу Анкетирование Анализ предметно-развивающей среды Анализ проведения занятия _____________________ Работа с родителями Анкетирование Собеседование Анализ агитационно- просветительских материалов _____________________ План проведения тематического контроля Тема:___________________________________ Ответственные:_____________________________ Цель:___________________________________ Группы контроля:___________________________ Сроки:__________________________________
План и результаты оперативного контроля на сентябрь __________ года Вопросы контроляГруппыКонтроль осуществляет Санитарное состояниеСтаршая медсестра Охрана жизни и здоровья Старший воспитатель Завхоз Выполнение режима прогулки Старший воспитатель Ст. воспитатель ФИЗО Проведение фильтраСтаршая медсестра Подготовка воспитателей к занятиямСтарший воспитатель Содержание книжных уголковСтарший воспитатель Содержание физкультурных уголковСт. воспитатель ФИЗО Содержание музыкальных уголковСтарший воспитатель Оборудование для сюжетно-ролевых игрСтарший воспитатель План воспитательно-образовательной работы с детьми Старший воспитатель Проведение родительских собранийСтарший воспитатель Оценка: В - высокий Выводы: ______________________________________________________________ С - средний _______________________________________________________________________ Н - низкий ________________________________________________________________________
Тетрадь контроля ДатаВид контроля Группа контроля ЦельМетодыРезультат контроля Предложение по результатам Предупредите льный Хертек Н.ИОказать помощь, предупредить возможные ошибки Наблюдение, беседа В ходе контроля выявлено…….. Посетить занятия воспитателя работающего в инновационно м режиме… ПерсональныйСуворова А.СПодготовка воспитателя к аттестации на соответствие с занимаемой должностью Анализ предметно- развивающей среды, планирования, беседа На момент проверки рабочая документация находилась… Рекомендовать к изучению статью… Направить на консультацию … Сравнительны й Группы 2, 12Сопоставления результатов работы воспитателей групп при подготовке проведения Новогодних праздников Беседы, анализ просмотра НОД, анализ детских работ итд. Указывается результат в сравнении Провести персональный контроль Взаимодейств ие воспитателя со специалистам и
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Различают: административный, педагогический (методический), медицинский и общественный контроль Самая распространенная форма– это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Наблюдение педагогического процесса. Анализ итогового занятия Изучение документации Беседы с детьми Изучение результатов продуктивной деятельности Само или взаимоконтроль Педагогическая диагностика. Кроме того используют такие методы контроля как опрос, анкетирование, тестирование, хронометраж
ЛИТЕРАТУРА Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. – М.: Школьная пресса, Белая К.Ю., Третьякова П.И. Управление ДОУ по результатам. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ, Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контроль. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ – М.: Скрипторий 2003, Скоролупова О.А. Тематический контроль в ДОУ – М.: Скрипторий 2003, Корепанова М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. – М.: Скрипторий 2003, Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя. – М.: Скрипторий 2003, 2006О.А. Скорлупова. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М., О.А. Скорлупова. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий», 2003 Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская. Контроль функционирования и развития ДОУ. М., ТЦ Сфера, 2004