Изменение практик детского развития
«Проблема развития является центральной и основной для всех областей научного знания.» Л. С. Выготский.
Развитие психики Развитие психики характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Критерии развития: дифференциация ранее единого явления; появления новых элементов, новых сторон в самом процессе развития; перестройка связей между различными сторонами объекта.
Понятие развития в психологии включает: Прогрессивное развитие. характеризуется возрастающей организацией и дифференциацией психических процессов. Регрессивное развитие: характеризуется процессами дезорганизации, замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей. Аномальное развитие. характеризуется нарушением процесса роста и организации психических процессов.
Почему мы говорим о практиках? Практика – это реальные условия жизни ребенка, в которых и происходит развитие. Следовательно в практиках мы ищем (и до сих пор находили) точки роста индивидуальных способностей. Разговор пойдет о « естественных » практиках, традиционно обеспечивающих возрастные образования.
Периодизация Фрейда 0-1 оральная фаза 1-3 анальная фаза 3-6 фаллическая фаза 6-12 латентная фаза генитальная фаза =================================== Каждая фаза по Фрейду характеризуется запретом - конфликтом - разрешением
Современные практики Современные практики характеризуются отсутствием собственного усилия, собственного преодоления. Исчезает ощущение усилия. Это значит исчезает условие развития.
Нет усилия (личного действия) – нет будущего. Нет преодоления – нет взрослого, нет субъекта.
Что делать? Искусственное восстановление ситуаций, провоцирующих развитие Насыщенность образования разнообразными ситуациями интерпретации текстов ( культурных образцов) Искусство как образовательная область (претерпевание) Смыслопорождение как содержание образования
gusakova.wordpress.com