«Российская грамматика» М.В.Ломоносова Работа ученицы 10 Б класса МБОУ СОШ1 с.Канглы Ажахметовой Алтынай Учитель – Джамбулатова Л.Х.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михайло Ломоносов. Ломоносов был первым нашим университетом.. А.С.Пушкин М.В.Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру".
Advertisements

Медиапроект « Я голосую за Ломоносова Михаила Васильевича » ученика 7 класса «А» ГОУ Гимназии 1526 Ильенкина Александра Руководитель проекта Логинова А.
ЛОРД-1Областная специализированная школа-лицей для одаренных детей ЛОРД Казахстан Петропавловск 2006 г.
Презентация подготовлена участниками лингвистического объединения «Любители русского языка». Плужников Владислав, Крупская Полина и Тутаринов Юрий.
Везде исследуйте всечасно что есть велико и прекрасно М.В. Ломоносов ( к 300-летию со дня рождения)
Деревня Денисовка Отец Ломоносова Первый класс Славяно-греко-латинской академии.
Подготовила учитель русского языка и литературы Чумпалова Инна Юрьевна МОУ СОШ 7 с. Величаевского.
За семью печатями. 18 век Путь в Москву Путь в Москву Холмогоры Москва Сын крестьянина-помора из деревни Денисовка, что около Холмогор под Архангельском.
Великий сын РОССИИ М.В. Ломоносов Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов Первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения, химик.
1 «Творчество в моих увлечениях» Автор: Ковалёв Денис учащийся 8 класса МОУ «ПССОШ» Поспелихинский район Алтайский край.
Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.
Тема: «Ломоносовская реформа русского стихосложения, её значение для эволюции поэтического языка»
Торжественное открытие ДНЕЙ НАУКИ И ИСКУССТВА. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В.
«Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать» М.В.Ломоносов «Любой анализ сделать точный сможем И будет он никем не оспорим.
Автор: Панова Юлия, 9а класс, школа 12 города Асбеста.
Урок в 6 классе. Учитель математики АНО «Павловская гимназия» Тупикова Ольга Николаевна Московская область.
К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова «Для пользы общества коль радостно трудиться» М.В. Ломоносов
Силлабическое (слоговое) стихосложение О коль ве – ли – ю ра – дость // аз есмь об – ре – тох Ку – пи – до Ве – не – ри – ну // ми – лость при – не –
Научно-исследовательская работа Гипертекстовая интерпретация отрывка из оды М.В. ЛомоносоваМ.ВЛомоносова Выполнил: ученик 7 «А» класса МБОУ СОШ 3 г. Петушки.
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин.
Транксрипт:

«Российская грамматика» М.В.Ломоносова Работа ученицы 10 Б класса МБОУ СОШ1 с.Канглы Ажахметовой Алтынай Учитель – Джамбулатова Л.Х.

Тернистый путь ученого к науке

«Российская грамматика» впервые была опубликована в 1757 году.

«Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», в которых Ломоносов излагает свои взгляды на теорию; историю языка; описывает учение о частях речи, называя их «частями человеческого голоса»; учение о звуках русской речи; синтаксис словосочетания.

1) сравнительно-исторический метод; 2) функционально-стилистический метод; 3) нормативно-описательный метод; 4) метод социально-речевых оценок.

В «Российской грамматике» постоянно сравниваются слова, фразеологизмы и грамматические формы русского, польского, чешского, сербского и других славянских языков. Ломоносов сопоставляет структурные особенности славянских языков с другими языками индоевропейской семьи.

Ломоносов обращается уже к другой проблеме – проблеме описания структуры нового литературного языка и его функционально- речевых разновидностей. Ученый выясняет, как в результате сложных процессов взаимодействия между системами книжнославянского и русского языков, начавшихся со второй половины XVI- начала XVII века, эти близкородственные стихии перестают быть отдельными языками и создают единый литературный язык на общерусской народно-речевой основе с функциональными разновидностями, которые он называет «штилями», - высокий, средний и низкий «штили».

Описание норм, по мысли Ломоносова, должно быть построено на внимательном изучении характера речевого употребления говорящих по-русски. Ломоносов вскрывает диалектическую зависимость между употреблением и нормой, отраженной в грамматике. Грамматика, считает он, должна строиться на изучении речевого опыта говорящих и пишущих по-русски.

По мысли ученого, следование социально- речевым оценкам, которые выявляются из общего опыта хорошо говорящих по-русски и корректируются грамматикой, дает возможность создавать представление о «правильном российском штиле». Ломоносов обосновывает этот выбор. Поэтому он постоянно указывает, какое употребление «приличнее» или «пристойнее», «приличнее положить» или «пристойнее места взять». В пестрой картине советов и рекомендаций, существовавших в речевой практике послепетровского времени, авторитетные грамматические предписания Ломоносова имели жизненно важное значение для нормализации нового литературного языка.

О вы, которых ожидает Отечество из недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне одобрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М. В. Ломоносов