Франческо Бартоломео
Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I.
Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником.
Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.
Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было сооружение с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира.
Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает план каменного дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и план нового здания Арсенала в Москве.
По-настоящему дар Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны.
Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: выстроить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и подходящий манеж.
Осенью 1734 года Бирон снова призывает к себе архитектора для того, чтобы доверить ему возвести замок в Курляндии в Руентале - день закладки дворца - 24 мая 1736 года.
В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил план нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.
В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, тот, что привел на высочайший трон дочку Петра I Елизавету Петровну.
В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 году сооружение (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.
Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли получает новое приказание императрицы Елизаветы Петровны - активизировать сооружение Верхних палат в Петергофе.
15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервой устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к значительно больше значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году.
Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли начал к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, в свое время чем был бесповоротно утвержден четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.
Дворец - маковка русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.
Как это ни парадоксально, но как раз Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.
28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали одаривать заказы, считая, что его манера барокко стал немодным. Обер-архитектор просит вручить ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает надлежащий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что еще раз вернется к работе. Но за время его отсутствия обстановка ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает заключение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
Екатерина 2-ая
В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сынуля Эрнста Иоганна Бирона Петр, тот, что ныне управлял всеми делами, дал осознать, что хочет брать молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли
В феврале 1769 года Растрелли сызнова отправляется в Италию с коммерческой целью - приобрести там картины итальянских живописцев с тем, чтобы после этого перепродать их в Петербурге. Нет никаких сообщений, сколь удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.