Методический семинар Организация исследовательской работы в предметной деятельности 10 февраля 2010г. МОУ «Кузнеченская СОШ»
Организация учебно- исследовательской работы: урок вне урока
Исследовательский метод обучения – это: организация поисковой, познавательной деятельности; создание условий для «выращивания» новых знаний; возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; возможность проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
В основе : учебно-исследовательская деятельность, направленная на стимулирование личностного восприятия
учебно-исследовательская работа Самостоятельная деятельность методы проблемный репродуктивный эвристический
Уровни исследовательского метода обучения: 1 – учитель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения. 2 – учитель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования. 3 – и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляется учеником.
при организации исследовательской работы
Модель 1. Обучение исследованию. Цель: не столько достижение результатов, сколько освоение самого процесса исследования. Применение: организация индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Модель 2 Приглашение к исследованию Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления Применение: реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности учащихся во время урока
Модель 3 Систематическое исследование Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов. Применение: реализуется на третьей ступени обучения под руководством педагога.
Развитие у учащихся следующих умений: находить и формулировать проблему; формулировать цель исследования; устанавливать предмет и объект исследования; выдвигать гипотезу; делать выводы; определять сферы и границы применения результатов исследования.
Работая с литературой: просмотровое чтение – общее содержание книги, главы (титульный лист, оглавление, аннотации, отдельные абзацы и предложения); выборочное (ознакомительное) чтение – поиск ответов на определенные вопросы по нескольким источникам, сравнение информации, выработка своей точки зрения; изучающее чтение – активный вид подробного чтения, поиск ответов на поставленные вопросы.
Фиксация нужной информации Создать своеобразный «банк данных» по теме: выписки интересных мыслей, фактов, цифр, различных точек зрения. Для этого создать картотеку, сайт или завести отдельную тетрадь.
Формулировка цели исследования может быть такой: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать.
Оценивание успешности обучающихся при выполнении ИР Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы. Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН. Количество новой информации, использованной в работе. Степень осмысления использованной информации
Уровень сложности и степень владения использованной информацией. Оригинальность идей и способов решения проблемы. Уровень организации и проведения презентации. Владение рефлексией. Творческий подход.
«Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты»
Из опыта работы учителей и учащихся