Занятие по речевому этикету Агафоновой Е.В., учителя начальных классов АМОУ «СОШ 1», р. п. Крестцы, Новгородской области
«Приятная речь для слуха – своего рода музыка». Аристотель
Эпиграф - фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае – занятия по этической грамматике.
- Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы. - Здравствуйте! Что особенного мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Владимир Солоухин
Этикет (фр.) – установленный порядок поведения где-либо.
Сергей Есенин
Черёмуха Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом у проталинки, В траве между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черёмуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт. И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт.
Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт. И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт. Аллитерация- повтор согласного или группы согласных, усиливающих звуковую выразительность художественной речи.
«Чистый ручеёк нашей речи» Ручеёк, речка, речь
Речевая гимнастика Речевое дыхание Звукопроизношение Выразительность речи
Демосфен (оратор)
Скороговорка «Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить и тогда так заговоришь, словно реченька, зажурчишь».
Скоро каникулы 1) Спрашиваете, удивляясь (?) 2) Восхищаетесь, радуетесь (!) 3) Огорчаетесь. 4) Грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами, учителем. 5) Спрашиваете и просите одновременно. 6) Спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные дни?
Реплика 1 «И она ещё спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» – кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро)
Реплика 2 «Имей ввиду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский)
Реплика 3 «Хорошо иметь брата…» – шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко).
Что «загрязняет» нашу речь «Лишние» слова (слова-сорняки ) Плохие, скверные, нецензурные слова Скверна – нечистота, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок.
Употребляй в речи РедкоЧасто Никогда Вот Так сказать Теперь Значит Ну В принципе Это самое Кажется Извините Прошу Благодарю Пожалуйста Разрешите Здравствуйте Будьте добры Спасибо Плохие (скверные) слова, обидные выражения, прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи, умственных способностей и др.
Тест 1. Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы. а) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу. б) Здравствуйте, позовите Машу. в) Здравствуйте, извините, Маша дома?
2. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы? а) Можно войти? б) Я войду? в) Извините, можно войти?
3. Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим? а) Пропустите меня, я выхожу. б) Разрешите пройти в) Извините, можно пройти?
4. Вам вручают подарок. Приходили к мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки непростые – В них застёжки золотые. Вы его принимаете и отвечаете:
а) Что за чудные сапожки! Где вы их достали, блошки? Буду их всю жизнь носить И весь век благодарить. б) У меня уж есть сапожки. И получше этих, блошки. Их отдам своей сестре, Что живёт на той горе в) Вам спасибо, мои блошки, За прекрасные сапожки, Ох, какое будет горе, Если мне они не впору
Ответы 1234 ввва
Слово Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у них иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. ( И.А. Бунин )
Ресурсы _0_5ad39_5f041454_XL.jpg _0_5ad39_5f041454_XL.jpg espracticingor.jpg espracticingor.jpg 72&n=21 Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. – Волгоград: учитель, 2008 Антонова Л.Г. «Развитие речи. Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.