Материалы для подготовки к ЕГЭ. 1855-1881 гг. - взгляды – не либерал, но осознавал необходимость реформ - Причины этого – необходимо восстановить престиж.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественные движения х гг. Консерваторы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков Газета «Московские ведомости» - Официальная народность.
Advertisements

Готовимся к ЕГЭ. Причины отмены крепостного права Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Военно-техническая отсталость России, что показала.
Материалы для подготовки ЕГЭ. 10 класс.. Представители : журналист М. Н. Катков и обер - прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Идеи консерваторов.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Готовимся к ЕГЭ Анохина В. М., учитель истории.
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ Урок-презентация по истории России XIX века.
Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна.
Характерные черты крепостного права Прикрепление крестьян к земле феодала без права ее покидать Внешнеэкономическая эксплуатация крестьян: имея земли.
Внешняя политика Александра II. Главная цель по мнению Горчакова: внешняя политика должна целиком быть направлена на поддержку преобразований внутри страны.
Общественное движение гг. 19 века в России.
Тема урока: Отмена крепостного права. Выполнена учителем истории Евтеевой В.В., СОШ 996, г. Москва.
Либеральные реформы х гг.. ЦАРЬ ОСВОБОДИТЕЛЬ «Лучше, если ликвидация крепостничества произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится сверху»
Верны ли суждения? 1. Временнообязанные крестьяне должны были выполнять прежние повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки. 2. Судебная.
«Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». ( Из речи Александра II перед московским дворянством 30 марта 1856 г.)
Отмена крепостного права в России.. ОТМЕНИТЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО! НО КАК ?
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIXвека Разработала: Филипповская О.В. учитель истории и обществознания высшей категории МОУ СОШ 2 городского.
Тема: Россия между реформами и контрреформами (60-70е годы XIX века)
Общественная мысль в е Революционеры. 1. Истоки народничества Т.н. «общинный социализм» Основная идея: Россия придет к социализму, минуя капитализм,
Крестьянская реформа 1861 года. Соотнесите названные учреждения, занимающиеся подготовкой реформы и его обязанности 1.Государственный Совет. Секретный.
Внешняя политика в правление Александра II. План: 1.Преодоление внешнеполитических последствий Крымской войны. 2.Русско-турецкая война гг.
1 Освободительные реформы Александра II Подготовка освободительных реформ гг. Домашняя работа 1. § 2. Р.Т. §
Транксрипт:

Материалы для подготовки к ЕГЭ

гг. - взгляды – не либерал, но осознавал необходимость реформ - Причины этого – необходимо восстановить престиж и величие России «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожать нас» - к коронации – амнистия политических заключенных, ликвидация военных поселений, списание недоимок, ослабление цензуры

«Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожаться снизу» (Из речи, произнесенной во время коронации в 1856 г.) Амнистия политзаключенным (декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания гг.) 1857 год: ликвидация военных поселений ослабление цензуры

Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Рост крестьянских выступлений, возможность новой «пугачевщины» Военно-экономическая отсталость России, что показала Крымская война Сокращение экспорта хлеба Крестьянские повинности достигли наивысшего предела 46% дворян имели менее 20 душ крепостных

Секретный комитет ( ) Главный комитет ( ) Редакционные комиссии при Главном комитете ( гг.) Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)

Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами (в том числе право переходить в другие сословия)

Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,1 гектар

Землю крестьяне должны были выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными».

Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых) Если оброк 10 руб. в год 10 р. – 6% Х р. – 100% Х=(10Χ100):6=166р.66коп.

20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых). 33 руб.33коп. 525 руб..

Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину

Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось реформой, должны были вернуть излишки помещику («отрезки»). «прирезки»

Земля выкупалась крестьянской общиной. Крестьяне получали наделы во временное пользование. Выход из общины с землей был запрещен.

Мировые посредники (из дворян) в течение 2 лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой семьи.

УдельныеГосударственные Освобождены в 1858 г.Освобождены в 1838 г. (реформа П.Д. Киселева) «Положение о выкупе» 1863 г. Закон о поземельном устройстве 1866 г. Крестьяне получили наделы, которыми пользовались ранее

Крестьяне освобождены от крепостной зависимости. Произошло социальное расслоение (кулаки, батраки). Созданы условия для развития капитализма. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия). Отработки из-за малоземелья (работа на земле помещика за взятую ими в аренду землю). Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).

Разработчики проекта реформы – комиссия во главе с Н.А. Милютиным Суть: создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления (земств) Принципы: выборность и бессословность

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием. Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов. Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Суть: Введение городского самоуправления по типу земского Выборные городские думы (распорядительные органы) и избираемые гор. думами городские управы (исполнительные органы). Во главе гор. думы и гор. управы – городской голова. Избирательные права – только у плательщиков налогов с недвижимости. Компетенция гор. самоуправления – только хозяйственные вопросы. Губернаторы контролировали деятельность органов городского самоуправления.

Равенство граждан перед законом. Несменяемость судей и независимость их от администрации. Гласность судопроизводства. Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные). Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. Создана система быстрых и бесплатных мировых судов. Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников). Наиболее последовательная и прогрессивная

Начальное образование Среднее образование Высшее образование «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. Учебные заведения могли открывать земства, общественные орга- низации, частные лица «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г. Прогимназии (4 года обучения) Гимназии Реальные Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г. Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов) Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии

Принят новый военный устав. Расширена сеть военно-учебных заведений (военные гимназии, юнкерские училища, военные академии). Создана система военных округов. Осуществлено перевооружение армии. Введена всеобщая воинская повинность (с 1 января 1874 г.). Все мужчины с 20 лет 6 лет службы в сухопутных войсках 7 лет службы на флоте

В сельском хозяйствеВ промышленности Прусский путь Американский путь Центральная Россия Сибирь Русский Север Казачество Превращение помещичьих хозяйств в капиталистические при сохранении феодальной эксплуатации крестьян Вовлечение крестьянских хозяйств в капиталистические отношения (фермеры) Переход на наемный труд Активизация железнодорожного строительства Завершение промышленного переворота Новые промышленные регионы: Донбасс и Баку 1897 г. – финансовая реформа С.Ю. Витте; золотой стандарт

Сословия: Привилегированные (дворяне, почетные граждане, духовенство, купцы) Непривилегированные (мещане и крестьяне) Классы: Дворяне (часть дворян не имела поместий) Крестьяне (кулаки, середняки и бедняки) Буржуазия Рабочие Противоречия между сословным и классовым делением общества

Консерваторы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков Газета «Московские ведомости» - Официальная народность - Панславизм - Корректировка реформ в интересах дворянства Либералы Западники К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.А. Милюков Славянофилы А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин «Вестник Европы» и «Русская беседа» Земский конституционализм - Расширение прав земств - Создание центральных представительных учреждений - Надежды на сотрудничество с верховной властью Революционеры (народники)

Малочисленное направление; преобладали выходцы из дворянской среды и разночинцы. Нигилизм (отрицание культурных ценностей прошлого и современного общества). Восприятие социалистических теорий. Идеологи-родоначальники народничества – А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский: Переход к социализму, минуя капитализм. Крестьянская община – готовая ячейка социалистического общества. Способ достижения цели – агитация и революция силами крестьянства

Крестьянин не готов к революции. Агита-ция не даст быстрых результатов. Необхо- димо провести госу- дарственный пере- ворот силами рево- люционной орга- низации. Это даст толчок революции. Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы нести рево-люционные идеи. Для повышения эффективности про- паганды необходимо создать революци- онную организацию Крестьянин по своей природе – бунтарь. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы соединить отдельные бунты в общую революцию. Вместо государства – союз самоуправля-ющихся общин. Заговор-щическое П.Н. Ткачев Пропаган-дистское П.Л. Лавров Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин

1860-е гг. – сочетание пропаганды и террора. Кружок Ишутина покушение Каракозова на Александра II (1866). «Народная расправа» Нечаева убийство члена организации И.Иванова Чайковцы (кружок Натансона – Чайковского) гг. «Хождение в народ» гг. Крестьяне против Процесс 193-х 1874 г. «Земля и воля» ( ) Г.В. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, братья Михайловы… Пропаганда Первая политическая демонстрация у Казанского собора (1876) Террор Покушение В.Засулич на Трепова (1878) А.Соловьева на Александра II (1879) Раскол 1879 г. «Черный передел» (Плеханов, Засулич) Пропаганда «Народная воля» (Михайлов, Желябов, Перовская) Террор «Освобождение труда» 1883 г. Марксизм 1 марта 1881 г. Убийство Александра II

Причины: тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация «Южнорусский союз рабочих» 1875 г. Одесса Е. Заславский «Северный союз русских рабочих» Петербург С. Халтурин, В. Обнорский Ставились и политические задачи 1885 г. Никольская мануфактура (Орехово-Зуево) «Морозовская стачка» Был установлен государственный контроль за зарплатой и условиями найма

1870 г. Русская секция I Интернационала 1872 г. Перевод на русский язык «Капитала» (Г.И. Лопатин) 1883 г. «Освобождение труда» (Женева) Цели: Распространение марксизма Критика народничества Основные идеи: Россия не может перейти к социализму, минуя капитализм Главной революционной силой является пролетариат Марксистские кружки в России – Кружок Благоева (Петербург) – «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» (П.В. Точисский, Петербург) 1888 – Кружок Федосеева (Казань) +Ульянов (Ленин) – «Рабочий союз» (М.И. Бруснев, Петербург) 1891 г. – первая маевка

А.М. Горчаков министр иностранных дел ( ) Основные задачи Отмена ограничений Парижского договора 1856 г. Укрепление международного авторитета 1870 г. Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г. Отказ России от унизительных статей Париж- ского мира 1871 г. Лондонская конференция. Пересмотр условий Париж- ского мира 1873 – 1878 гг. «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия

Причины войны: Стремление России играть активную роль в международной политике. Поддержка Россией национально- освободительного движения балканских народов против Турции. Отказ Турции выполнить требование России о прекращении войны в Сербии (с 1875 г.).

12 апреля 1877 г. – начало войны, взятие турецких крепостей на Дунае 18 апреля 1877 г. – взятие Баязета (Кавказ); оборона 7-28 июня 7 июля 1877 г. – взятие Шипкинского перевала отрядом И.В. Гурко 20 июля – 28 ноября 1877 г. – блокада и взятие Плевны 9-14 августа 1877 г. – героическая оборона Шипкинского перевала декабря 1877 г. – переход через Балканы генерала Д.М. Скобелева к Константинополю Февраль 1878 г. – взятие Адрианополя и Сан-Стефано (+Эрзурум ) Англия и Австро-Венгрия принудили Россию прекратить войну

Баязет возвращен Турции, Австро- Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – остров Кипр Россия получала Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшились Сербия, Черногория и Румыния получили независимость Независимость получала только Северная Болгария Болгария превращалась в автономное княжество (платили Турции только дань) Сумма контрибуции уменьшенаТурция выплачивала России огромную контрибуцию Берлинский трактат 1 июля 1878 г. Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.

1830-е гг. – присоединение Казахстана гг. – завоевание Коканда 1873 г. – подчинение Бухарского эмирата и Хивинского ханства гг. – присоединение Туркмении Туркестанское генерал-губернаторство (Ташкент)

Китай Айгунский договор 1858 г. Пекинский договор 1860 г. Граница Япония Симодский договор 1855 г. Петербургский договор 1875 г. Курилы – российские Курилы – японские Сахалин - российский США 1867 г. Продажа Аляски (7,2 млн. $)

1. начало развития капитализма в с/х 2. увеличился рынок рабочей силы 3. выкупные платежи пошли на индустриализацию 4. развитие текстильной и пищевой промышленности 5. строительство ж/д 6. формирование Донбасса(Донецкого угледобывающего района)

7. провдение реформ, предложенных С.Ю.Витте- - привлечение инвестиций - приоритетное развитие ж/д - стабилизация рубля, введение золотого стандарта - увеличение косвенного налогообложения, виная монополия

Завершение промышленного переворота с/х недостаточно развито Политическая сфера – попытка создания представительной власти г. – проект М.Т.Лорис-Меликова (Конституция) Реформы после смерти царя свернуты