ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10-ГО КЛАССА К НОВОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности. Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.
Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает: адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; адекватную систему отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. Психофизиологический уровеньПсихологический уровень Незавершенность физического развития. Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность). Неустойчивость эмоциональной сферы. Высокий уровень личностной тревожности. Задержка развития теоретического мышления. Нереалистичность воображения. Несформированность волевой сферы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В АДАПТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и подростку вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих.
НА ЛИЧНОСТНОМ И МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЯХ ВОЗНИКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ : проблема самосознания; проблема личностного роста; неадекватный уровень притязаний; несформированность жизненных планов; несформированность потребностей; низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее
ПРОБЛЕМЫ 10 КЛАССА. Для современного Х класса важной является проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу. Сегодня редко кто продолжает обучение в 10 классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, лицей. Кто-то в параллельный класс в своей же школе. Кто-то остается в своем классе, но сюда приходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после 9 класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый четверочник» – неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным.
Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа
ДЕЗАДАПТАЦИЯ 1. учащийся становится недисциплинированным, 2.невнимательным, безответственным, 3.отстает в учебе, 4.быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с одноклассниками и учителями. Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно- развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решение задач развития, обучения, воспитания, социализации.
ТРЕВОЖНОСТЬ. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Проведенный анализ результатов диагностики, позволил определить следующие показатели: Уровень и характер школьной тревожности каждого учащегося класса по всем факторам; Количество учащихся в классе с низким и высоким уровнем тревожности; Общие показатели уровня тревожности по классу; Выявить наиболее тревожные факторы.
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Позволяет определить уровень тревожности учащихся по восьми факторам, содержательная характеристика, которых представлена в таблице. ФакторыСодержательная характеристика Общая тревожность по школе Общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживание социального стресса Эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Фрустрация потребности в достижении успеха Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Страх самовыраженияНегативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителем Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.
ДИАГНОСТИКА САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ, НАСТРОЕНИЯ ОПРОСНИК САН. С целью выявления оперативной самооценки самочувствия, активности и настроения учащихся 10-х классов в адаптационный период, была проведена диагностика по методике САН. Результаты диагностики представлены в таблице: Параметры10а10Б хорнормплохоехорнормплохое Самочувствие17%51%32%28%45%26% Активность0%45%55%9%55%36% Настроение9%21%70%0% 100%
ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ. Диагностика школьной мотивации. Диагностика проводилась с целью, определения отношения учащихся 10-х классов к школе.. ПАРАМЕТРЫ10 А10 Б Высокая школьная мотивация, учебная активность5%33% Хорошая школьная мотивация65%57% Положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебными сторонами 23%10% Низкая школьная мотивация6% Негативное отношение к школе
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ. Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает: Параметры10 классы высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся 64% высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся 27% оценивает психологический климат в классе, как очень плохой 9%
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ Анализ результатов диагностики по 10а классу: 44 % - учащихся класса тревожность не выявлена; 22 % - учащихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности; 22 % - учащихся повышенный уровень тревожности выявлен по большинству факторов; Самым тревожным фактором по классу является - страх самовыражения. Анализ результатов диагностики по 10б классу: 29 % - учащихся класса тревожность не выявлена; 18 % - учащихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности; 35 % - учащихся повышенный уровень тревожности выявлен по одному фактору; 35 % - учащихся повышенный уровень тревожности по 2-3 факторам; По классу повышенной тревожности не выявлено.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ анализ результатов диагностики учащихся 10-х классов показывает, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно; высокого уровня тревожности в 10б классе не выявлено, в 10а - у двух учащихся; учащиеся показывают достаточно высокий уровень работоспособности и хорошую школьную мотивацию; идет стабильное формирование классных коллективов, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива; по результатам диагностики ученица 10а класса не адаптировалась к обучению в старшей школе; учащимся с повышенным уровнем тревожности, оказать психологическую и педагогическую поддержку; классному руководителю 10а класса продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики; учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей педагогической деятельности.
Адаптационный период успешно проходят большинство учащихся 10-х классов, идет стабильное формирование классных коллективов; Выбор профилей обучения сделан учащимися самостоятельно и осознанно; состав профильных групп оставить без изменений; Организовать психологическую и педагогическую поддержку учащимися, у которых выявлена тревожность по отношению к школе; Классному руководителю 10а учесть данные психологической диагностики при формировании классного коллектива; Учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей работе; Психологу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10-х классов, результаты диагностики.