Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Урок- презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского Автор : Базанова Елена Михайловна
Цель: ознакомить учащихся с искусством Гжели. Задачи: сформировать навыки составления декоративной композиции открытым мазком без предварительного рисунка; развивать художественный вкус; воспитывать интерес к народным промыслам.
Гжель - это известная во всем мире торговая марка красивейших изделий. При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками. Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.
Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. Это майолика. Её делают и сейчас. Гжельская майолика
жёлтую Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой эмали наносят рисунок. Используют только жёлтую, зелёную, коричневую и синюю краски.
В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс». Гжельский полуфаянс
Вслед за майоликой появилась бело- голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской.
Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.
Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».
«Капелька» Бордюры
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.
Приёмы росписи «Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Получаются переходы от светлого к тёмному. «Растяжка» «Мазок-пятно». Этот прём дополняется тонкой линией-прямой, волнистой, округлой.
Практическая работа Роспись силуэтов посуды под Гжель