Об именах, о взрослых детях, о старых календарях и многом другом … Материалы к уроку русского языка по теме «Имена собственные и нарицательные» в 5 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Имя существительное Содержание Общее понятие об имени существительном. Общее понятие об имени существительном Собственные и нарицательные имена существительные.
Advertisements

Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская.
Классный час Что в имени тебе твоем?! 5 «Б» класс 2009 г.
Психологический настрой класса Цель урока: Развитие устной и письменной работы учащихся, дать понятие о собственных и нарицательных именах существительных,
Страхрадостьинтересудивлениебеспокойствоскукауверенностьагрессивностьактивностьусталость до урока после урока.
Собственные имена существительные (Обобщающий урок)
Урок –проект по русскому языку на тему: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные» Презентацию составила учитель.
Губина Е.А. Новые Выселки 2006 год. Морфологический разбор имени существительного.
С у щ е с т в и т е л ь н о е. Существительное Существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? Имена существительные.
Автор: учитель высшей категории МОУ «СОШ 9» города Саратова ЗИБРОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА.
Имена собственные и нарицательные Собственные и нарицательные имена существительные.
Добрый день всем, кто любит весну, солнце и улыбки.
Имена существительные собственные и нарицательные Урок- путешествие в страну «Морфологии» Собственные и нарицательные имена существительные.
ТЕМА УРОКА: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ»
Цели урока: -повторение изученного материала по теме «Существительное»; -углубить знания по теме «Правописание собственных имен»; - развивать познавательную.
Загадка. Что у всех на свете есть? И у папы, и у мамы, И у вас, и у меня!
Читаем хором вслух: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!
Морфологические признаки. – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому.
4 класс. Учитель: Андросова Галина Витальевна.. Всем, всем, добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Будем мы учиться.
Морфологический разбор имени существительного. Урок русского языка в 4 классе Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 Цыплакова Н.В.
Транксрипт:

Об именах, о взрослых детях, о старых календарях и многом другом … Материалы к уроку русского языка по теме «Имена собственные и нарицательные» в 5 классе

1. Запишем слова, вставляя пропущенные буквы: Р…сток, Р стов, В…ликая От…чественная в…йна, прил…жение, «Б…р…дино», Юп…тер, К…нстантин Г…оргиевич Паустовский. На какие группы можно разделить эти слова?

2. Быть или не быть собственным ? 1.Какие из этих слов выступают в роли имен собственных? 2.Какие имена существительные называют собственными ? 3.Что они могут обозначать? 4.Зачем человек дал название одному из однородных предметов? 5.Назовите одно имя собственное, обозначающее что-то любимое вами

Ваша любимая книга? Ваш любимый композитор. Ваша любимая река. Ваш любимый журнал. Ваш любимый город. Ваша любимая страна. Ваша любимая кличка животного. Как различаются имена собственные и нарицательные на письме?

Откуда взялись имена? Имена, отчества и фамилии – это имена собственные, которые произошли от нарицательных. …Когда в старину люди выбирали имена своим детям, они верили, что значения имен повлияют на характер детей и их судьбу. Многие имена «прозрачны» по своему значению: Людмила, Вера, Надежда, Любовь… Но много имен заимствовано из греческого, латинского и других языков. Их значения нам непонятны. В этих случаях необходимо обращаться к словарям. Много имен имеют несколько форм: полную и сокращенную: Александр – Шура, Саня, Саша

Вопрос для эрудитов 1. Из какого языка пришли к нам имена Владимир, Богдан, Любим, Людмила? 2. Что они означают? 3. По какому признаку можно узнать эти имена?

Словарик мужских имен Александр – защитник людей Андрей – мужественный, сильный Евгений – благородный, знатный Илья – крепость Дмитрий – обрабатывающий землю Иван – божья благодать Сергей - высокочтимый

Словарик женских имен Анна – благодать Екатерина – чистая Елена – светлая Ирина – мир, мирная Лариса – чайка Марина – морская Мария – госпожа Наталья – утешение Нина – маленькая девочка

Вопрос для эрудитов Сопоставьте значения женских и мужских имен: какие качества люди хотят видеть в женщине и какие – в мужчине?

Что в имени тебе моем… Прочитайте отрывок из стихотворения Марины Ивановны Цветаевой. Как поэтесса объясняет значение своего имени? Кто создан из камня, Кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю. Мне дело – измена, Мне имя – Марина, Я бренная пена морская.

Вопрос для любознательных Знаете ли вы, что в качестве имен взяли себе североамериканские индейцы в произведениях Фенимора Купера? В книгах Фенимора Купера живут индейцы: Соколиный Глаз, Хитрая Лисица, Мудрый Змей, Кукурузный Стебель…

ЗАПОМНИТЕ! Имена собственные пишутся с прописной буквы и без кавычек!

Откуда взялись наши фамилии? Запишите: Кузнец…в К…расев Зайц…в Синиц…н Объясните орфограммы От каких слов образованы эти фамилии? Фамилии – это одушевленные или неодушевленные существительные?

Географические понятия как имена собственные

Что выделяется кавычками? Диктант Журнал « Вселенная» Газета «Аргументы и факты» Теплоход «Челябинец» Спектакль « Ромео и Джульетта» Повесть «Здравствуй, это я!» Песня « Рыба – кит»

Проверь себя 1.Автор сказки «Аленький цветочек». 2.Фамилия кота – героя мультфильма. 3.Басня, в которой музыканты никак не могли сыграться. 4.Название села, в котором происходили невероятные события в ночь перед Рождеством. 5. В честь какого героя литературного произведения названо открытое им озеро? 6.Герой повести В.Короленко «В дурном обществе» 7.Автор юмористического рассказа, герои которого придумали занимательную игру, построенную на впечатлениях от прочитанного им произведения Л.Толстого.