Тема урока: Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии. Булатова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы.2011г
Цель урока: Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», Систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах), Развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Задача: Осуществить контроль уровень теоретического и практического освоения тем: «Причастие» и «Деепричастие». Урок: комбинированный Оборудование: компьютер с программным обеспечением. Диагностическая работа: листы с печатной основой
Списать, выделив орфограммы, расставляя пропущенные знаки препинания. Выписать словосочетания прич+сущ. и произвести их разбор. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… 4. Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить. Но стало казат…ся что ни в лебедя а в человека стреля…ш…. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им. Такова власть красоты.
Ключ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1.Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться. 2.Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. 3.Зарядив ружье, приготовился выстрелить. 4.Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь. 5.Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя. 6.Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел. 7.Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им. 8.Такова власть красоты.
Проверь себя х существ. + причастие х причастие + существ. х Сидевших птиц х Сидевших на озере х Превращенной девушке х Превращенной в лебедя х Грозившей опасности х Грозившей им
Динамическая пауза! На месте бодро и весело Подвигаемся вместе !
Ключ деепр м гл гл пр сущ Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, деепр гл нар сущ прич пр сущ надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. (Повест., невоскл., прост., двусост.; распр., ослож. обособ. обст.(деепр.), обособ. обст.(деепр. об.), и обособ. опред.,(прич. об.).
Объясни написание (Не)знакомым (дорогам) (Не)обыкновенной (тишине) (Ни)когда не слыханной тишине (Не)скошенные (луга) (Не)привычный (Не)уснувшей еще (птицы) (Не)определенный (звук) (Не)разделяя (Не)годуя
КЛЮЧ: проверь себя! 1.Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно подобрать синоним 2.Необыкновенной (тишине) – к прилагательному можно подобрать синоним 3.Никогда не слыханной тишине - есть у причастия зависимое слово 4.Нескошенные (луга) – одиночное причастие 5.Непривычный – к прилагательному можно подобрать синоним 6.Не уснувшей еще (птицы) – у причастия есть зависимое слово 7.Неопределенный (звук) – к прилагательному можно подобрать синоним 8.Не разделяя – НЕ с дееприч. пишется раздельно 9.Негодуя – Без НЕ дееприч. не употреб.
Задание: спиши, раскрыв скобки, обозначая условия выбора. (Не)найдешь (не)трудясь (не)соберешь (не)посеяв (не)продают (не)убив (не)срубишь (не)взявшись
Задание: н-нн? 1.Морожен(нн)ая рыба, 2.Свежезаморожен(нн)ая рыба, 3.Поджарен(нн)ое мясо, 4.Балован(нн)ый ребенок, 5.Кован(нн)ые сапоги, 6.Ранен(нн)ый солдат, 7.Задача решен(нн)а.
Проверь себя! 1.н 2.нн 3.нн 4.н н 5.н 6.н 7.н